
Всегда стоит быть настороже, когда в одном предложении встречаются два модных технологических термина. Однако Министерство транспорта США (DOT) приводит ряд интересных доводов в пользу того, почему технология безопасного реестра блокчейн может помочь повысить безопасность и подотчетность дронов.
По сути, с дронами, особенно с коммерческими, перевозящими грузы по воздуху, приходится отслеживать много информации. Поэтому DOT в новом документе аргументирует, как безопасный обмен этой информацией может лучше информировать всех заинтересованных лиц.
Краткое напоминание о блокчейне. Это, по сути, зашифрованная база данных, существующая в нескольких синхронизированных копиях. Вы не можете добавить или изменить что-либо в этой базе данных без согласия всех сторон, которые ее поддерживают. Таким образом, теоретически она защищена от подделки или иного вмешательства. Второе преимущество блокчейна заключается в том, что, поскольку все стороны имеют копию, у них есть легкий доступ к данным, хранящимся в реестре.
Дроны в блокчейне
Какую информацию о дронах можно сюда внести? DOT предлагает несколько вариантов, например, бортовой самописец на основе блокчейна. Данные полета будут передаваться и записываться в блокчейн. В случае аварии или опасного сближения регуляторы будут знать, что у них есть достоверный, неизмененный отчет о том, где и как летел дрон. Им не придется запрашивать его у оператора дрона, у которого может быть стимул искажать данные. И это не только для происшествий. Страховщики могут захотеть получить доступ к данным, чтобы оценить, насколько безопасно компания, которую они страхуют, эксплуатировала свой парк дронов.
В документе приводится один особенно драматичный пример: доставка органов для трансплантации с помощью дронов. (Это уже случалось, и некоторые проекты по доставке медицинских грузов планируют расширять эту практику.) С помощью блокчейна все участники могут получать актуальную информацию по всем аспектам операции. Это включает запись состояния дрона. Где он находится в данный момент? Куда он направляется и с какой скоростью? Каковы показания батареи и другие критические параметры?
Аналогично, могут быть статистические данные и по самому органу. Как долго этот, скажем, орган (почка) находился вне тела донора? При какой температуре он находится? Как больница, предоставляющая орган, так и та, которая его ожидает, будут получать постоянные обновления о его состоянии. Команда может быть готова на стороне приема, чтобы как можно скорее доставить орган и пациента на операцию.