
Создаст ли DJI гоночный FPV-дрон?
Этот вопрос снова активно обсуждается после недавней патентной заявки на новый тип стабилизатора, который, по-видимому, удерживает камеру внутри защитного устройства – конструкция, очень подходящая для такого применения. Это, а также эскиз гоночного дрона от человека с хорошей репутацией, заставляют людей говорить.
На первый взгляд, имеет смысл, что DJI может взяться за такой проект. И, безусловно, существует некоторый новый интерес и спекуляции, в том числе на DroneDJ.
В некотором смысле это могло бы иметь смысл: компания уже более чем окунула ногу в воды FPV.
Во-первых, еще в 2016 году компания представила публике предварительный показ DJI Goggles. Этот несколько громоздкий аппарат был представлен в Нью-Йорке вместе с Mavic Pro – хотя продажи начались только в 2017 году (когда DJI часто распродавала товар в течение нескольких часов после объявления о доступности продукта).
В то время люди были поражены возможностью потоковой передачи видео в режиме почти реального времени с Mavic Pro непосредственно на эти устройства. Цифровая передача была кристально чистой, без артефактов и сбоев, столь распространенных в FPV-очках.

Мне посчастливилось побывать на той нью-йоркской презентации и я помню, что был поражен как Mavic Pro, так и очками. (Фактически, представители СМИ и инфлюенсеры, заполнившие мероприятие, выстроились в очередь, чтобы опробовать FPV-систему DJI.)
Я спросил кого-то из руководства, будут ли они совместимы с гоночной сценой FPV. Нет, в этот раз нет. «Эти очки цифровые – а для работы с гонщиками FPV нужны аналоговые».
Что ж, прошло одно поколение, и DJI выпустила DJI Goggles: Racing Edition. Это обновление могло работать как с собственными моделями DJI, использующими цифровую передачу видео через OcuSync, так и с гонщиками FPV на аналоговой связи.
«Летайте с плавным, четким видео и испытайте острые ощущения от гонок на дронах, как никогда раньше», – обещали маркетинговые материалы DJI. Было ли это сигналом, что DJI войдет в арену гонок FPV? Возможно, да, возможно, нет.
Одна быстрая улитка…
С меньшим ажиотажем DJI также начала производить и продавать некоторые компоненты для FPV-гонок – быстрые моторы и гоночные электронные регуляторы скорости.

Система привода «Snail» обеспечивала тягу 1,32 кг, оптимизированную для полетов со скоростью 140 км/ч с соответствующими ESC. Компания даже тестировала Snail с собственными специальными трехлопастными гоночными пропеллерами в аэродинамических трубах для оптимизации тяги и эффективности при минимизации сопротивления. Компания также производила ESC «Takyon» с заказным системным на чипе (SOC). Он был разработан таким образом, что пользователь с DJI Assistant 2 мог легко настраивать параметры и обновлять прошивку.

Вы еще ничего не видели…
Затем, в 2019 году, появилась система цифровой передачи первого лица (FPV) от DJI – включающая камеру и очки, работающие на цифровой системе передачи. После того, как Fat Shark долгое время доминировала на сцене гонок FPV, внезапно появилась конкуренция. Система DJI FPV выдавала невероятно четкое изображение, практически без артефактов. Полет FPV-дрона действительно ощущался так, будто вы находитесь в воздухе, как никогда раньше.
Дэвид Кляйн – дизайнер, конструктор, пилот и продавец FPV. Его компания, rotorgeeks.com, была буквально одним из первых – если не *самым* первым – магазинов, специализирующихся на мультироторах. Он летал, вероятно, со всеми серьезными парами очков, произведенными с тех пор, как FPV стали чем-то значимым. Затем он надел систему DJI.
«Терминология используется постоянно, и я не бросаюсь ею. Но это меняет правила игры – это абсолютно меняет правила игры», – говорит он DroneDJ. «Я ждал этого семь лет в FPV».
Кляйн вспоминает, как впервые попробовал продукт. Он долго просто сидел, прежде чем взлететь, впитывая вид. По его словам, это было похоже на квантовый скачок между старым телевизором с трубкой стандартной четкости и HDTV. Захватывающе.
«Уровень детализации позволял видеть отдельные травинки».

Когда он был в воздухе, Кляйн также вспоминал, как видел такие вещи, как более мелкие ветки – и даже линии электропередач – которые часто было трудно или невозможно разглядеть с помощью аналоговых систем с более низким разрешением. Он был невероятно впечатлен качеством.
Но хотя система DJI отлично подходит для FPV-пилота, текущая система очков не предназначена для мира гонок FPV. Почему? Кляйн указывает, что гоночная индустрия требует простого решения «видеовыхода», чтобы зрители и судья могли легко отслеживать трансляцию любого гонщика в любое время. И хотя DJI теперь предлагает несколько дорогостоящее обходное решение, Кляйн говорит, что, не допуская простого и прямого вывода, DJI исключила этот конкретный продукт из конкурентного гоночного рынка.
«Если они хотят заняться гонками, они откроют свой видеовыход. Если нет, они никогда туда не попадут».
Дэвид Кляйн, дизайнер/конструктор/владелец Rotorgeeks
Хорошо. А как насчет гоночного дрона?
Итак, мы видели ряд продуктов, которые балансируют на грани этого сектора. Но мы еще не видели гоночного FPV-дрона от DJI. Имеет ли смысл DJI выходить на этот рынок?
Нет, говорит Кляйн. Гонки FPV по своей природе заключаются в том, чтобы выжать каждый последний процент скорости и отзывчивости из гоночной машины. Это заключается в том, чтобы разбивать, пересобирать, а затем снова разбивать. Действительно ли DJI захочет создавать и продавать продукт, который будет кошмаром для поддержки? («Алло, DJI… Да, я только что разбил свой новый гоночный дрон. Да, он весь в кусках. Он на гарантии, верно?»)
Кроме того, история продуктов DJI заключается в том, чтобы упаковывать все больше и больше функций в продукты, которые легко освоить. Сцена гонок FPV сильно отличается.
«Большинство гонок проводится так, что люди строят свои собственные машины», – говорит Кляйн. «И они захотят иметь возможность делать все эти выборы оборудования и модификации. Поэтому полнофункциональный дрон от DJI не найдет здесь своего места».
Единственным потенциальным исключением, по его словам, может стать, если DJI рассмотрит возможность создания или спонсирования новой лиги, где все участники летают на абсолютно одинаковых дронах. Это модель, успешно используемая Drone Racing League.
Но принесет ли новая соревновательная лига достаточный спрос для того, чтобы инвестиции в новый продукт окупились? Вряд ли.
«Я не думаю, что гоночная сцена достаточно велика, чтобы это поддержать», – говорит Кляйн. «И я не думаю, что у DJI есть желание делать это, или что отдача будет там».
Кто знает? Возможно, что-то и готовится.
Но полномасштабная, соревновательная FPV-гоночная машина, которая позволяет проводить модификации, требуемые индустрией? Сомнительно.