
Два недавних отчета из Великобритании проливают свет на потенциальные проблемы, которые могут возникнуть, когда дроны и пилотируемые самолеты оказываются слишком близко. В одном случае утверждается, что дрон приблизился очень близко к пассажирскому самолету, который взлетал. Во втором случае вертолет летел слишком низко и находился недалеко от дрона. Нам неприятно слышать о любом из этих сценариев.
Опасения по поводу конфликтов между пилотируемыми и беспилотными летательными аппаратами существуют уже много лет. Пилоты и регулирующие органы, очевидно, хотят обеспечить безопасность воздушного пространства — позволяя при этом потребителям и коммерческим операторам продолжать заниматься своим бизнесом и отдыхом. Фактически, именно по этой причине FAA имеет целый набор конкретных правил о том, когда и где вы можете запускать свой дрон.
Но в воздухе находится много дронов — и много самолетов. Мы, безусловно, видели в прошлом случаи, когда операторы дронов *явно* нарушали правила. Здесь, на DroneDJ, мы буквально морщимся, когда появляются такие видео. Подобные действия портят репутацию дронов и способствуют ужесточению правил.
Два инцидента в Великобритании
В Великобритании такие инциденты, как и другие — например, опасные сближения с воздушными змеями или даже слишком близкий полет двух пилотируемых самолетов — расследуются Британским советом по воздушному приближению (UK Airprox Board). Airprox, как вы, вероятно, догадались, означает «Aircraft Proximity» (близость воздушных судов). И два недавних отчета рассматривают инциденты, показывающие обе стороны медали.
Снова Гатвик
Инцидент с пассажирским самолетом произошел в аэропорту Гатвик в Великобритании.
Мы говорим «снова», потому что инцидент с дроном в Гатвике привел к закрытию аэропорта на 30 часов между 19 и 21 декабря 2018 года. Было затронуто около 140 000 пассажиров, и этот инцидент попал в заголовки мировых новостей. Тот случай был настоящей загадкой, поскольку власти так и не выяснили, кто управлял дронами. Некоторые сторонники дронов использовали это, чтобы предположить, что весь эпизод был основан на ложном наблюдении; что дронов в аэропорту никогда не было.
Но расследование предполагает обратное. Полиция получила 129 отдельных сообщений об активности дронов в то время, включая 109 от «достоверных свидетелей» — к которым относятся сотрудники полиции аэропорта и пилот. Однако после 10 месяцев расследований и общих затрат в размере 790 000 фунтов стерлингов, или чуть более 1 миллиона долларов США, полиция не смогла добиться никаких результатов. В конце сентября 2019 года полиция заявила, что у них «нет зацепок.»
Ложный арест
Во время всего этого хаоса полиция Сассекса ворвалась в дом двух человек, которых они считали подозреваемыми. Эта пара, сфотографированная ниже в репортаже BBC, была арестована, а затем освобождена. В конечном итоге пара получила 200 000 фунтов стерлингов за эти ложные аресты.

Virgin Airlines
14 марта — незадолго до того, как все было остановлено в Западном полушарии — взлетел пассажирский самолет Virgin Atlantic, направлявшийся в Орландо. На борту Boeing 747 находилось 455 пассажиров. Вскоре после взлета, на высоте 400 футов над уровнем земли и при скорости 180 миль в час, бортпроводник заметил что-то в окне. Бортпроводник был бывшим пилотом дрона и опознал марку и модель дрона, который он видел. Эта информация не была раскрыта в отчете.

Бортпроводник оценил, что дрон находился на 300 футов ниже 747-го и на расстоянии от 330 до 500 футов по горизонтали. Совет Airprox предположил, что дрон мог быть ближе, поскольку бортпроводник смог опознать модель. Было отмечено, что дрон явно находился в зоне, где его не должно было быть, и инцидент был классифицирован как Категория B, что означает, что безопасность не была обеспечена. Никто не был привлечен к ответственности по этому инциденту.
Из отчета Гатвика:
Вот что сказал совет Airprox:
«По мнению Совета, указанная высота и/или описание объекта были достаточными, чтобы указать на то, что это мог быть дрон. Однако, чтобы точно определить марку, некоторые члены считали, что оценка расстояния от самолета могла быть завышена. В конечном итоге, Совет согласился с тем, что дрон, вероятно, был ближе к самолету, чем предполагал сообщивший. Совет счел, что общий рассказ члена экипажа об инциденте изображает ситуацию, когда безопасность была значительно снижена ниже нормы до такой степени, что безопасность не была обеспечена».
Mavic 2 и вертолет…
Другой заслуживающий внимания инцидент меняет картину. Этот случай произошел недалеко от Плимута, Великобритания, и связан с вертолетом, который снизился ниже разрешенной высоты и влетел в воздушное пространство пилота Mavic 2. Более того, пилот этого дрона оказался сотрудником полиции, проводившим тренировочный полет. Пилот проверил NOTAMS (Уведомления для пилотов), чтобы узнать, были ли какие-либо уведомления, действующие для его запланированной миссии. Пилот также провел предварительную оценку территории.

Оператор дрона полагал, что приближающийся вертолет находился ниже высоты БПЛА, который эксплуатировался на высоте примерно 300 футов. Как только он определил, что вертолет находился примерно в 200 метрах по горизонтали от БПЛА, оператор дрона снизился до примерно 120 футов над уровнем земли, а затем вскоре после этого вернулся к точке взлета и безопасно приземлился. Удаленный пилот считал, что неизвестный вертолет находился намного ниже 400 футов, настолько, что он думал, что вертолет был ниже его БПЛА, что было очень необычно для этого места.
Отчет UK Airprox Board
А вертолет?
Оказалось, что рассматриваемый вертолет был Cabri G2, и следователи смогли опросить его пилота. Пилот не видел Mavic 2 и сказал, что самолет летел «примерно на 1000 футов». Следователи истолковали это как выше уровня моря, что означало, что пилот утверждал, что его вертолет находился на 550 футов над уровнем земли. Это поставило бы его безопасно выше разрешенной высоты для полетов дронов.

Нет окончательного ответа…
В итоге, совет (который заседал удаленно из-за COVID-19), не смог легко прийти к единому мнению об уровне риска, который представлял инцидент.
После долгих дальнейших обсуждений Совет неохотно согласился с тем, что противоречивая информация такова, что риск не может быть окончательно определен.
UK Airprox Board

В конечном итоге, UK Airprox Board оценил риск как «D» — вторую наименьшую оценку риска из пяти категорий.
Мораль истории?
Да ладно. Вы и так это знаете.
Если вы запускаете дрон, убедитесь, что вы находитесь в безопасных для полетов зонах. И точка.
Что вы думаете об этих инцидентах? Видели ли вы когда-нибудь, как кто-то нарушал правила? Дайте нам знать в комментариях!
Фото: Адриан Пингстон (747), UK Airprox Board, BBC