Что происходит, когда дрон врезается в самолет?

Вы уже знаете правила: не летайте на своем дроне в контролируемом воздушном пространстве, где он может столкнуться с пилотируемыми летательными аппаратами — если у вас нет веской причины для полета, всех необходимых разрешений или лицензий от FAA или вашего местного регулирующего органа — и вы действительно знаете, что делаете. Почему? Вы скоро увидите.

Феноменальный рост дронов за последние семь лет привел к огромному количеству новых сценариев их использования. Дроны используются для картографирования, обеспечения безопасности, поиска и спасения, высококачественной видео- и фотосъемки, геодезии, археологических исследований, работы полиции и многого другого. И хотя сейчас признаются многие удивительные возможности, которые могут предоставить дроны, существует также обеспокоенность по поводу потенциальных опасностей, исходящих от них. В частности, что может произойти, если дрон столкнется с пилотируемым летательным аппаратом. Какой ущерб может быть нанесен? Исследователи пытаются найти ответ на этот вопрос.

Преднамеренное столкновение

Один из способов проверить, что может произойти, — это провести фактическое столкновение настоящего самолета и дрона в контролируемых условиях. И недавно в Венгрии именно это и было сделано. Используя построенный в России самолет Ан-2, были инсценированы серии столкновений. Один из них попал в стойку биплана, другой — в нижнюю поверхность нижнего крыла, а третий прошел через пропеллеры.

Видео на венгерском языке, поэтому вы можете перемотать вперед до различных столкновений, за которыми следуют кадры в замедленной съемке, а затем — осмотр повреждений.

Реклама — прокрутите вниз для просмотра другого контента

Ух ты!

Больше, чем Cessna…

В данном случае исследование проводилось в максимально приближенных к реальным условиям. И хотя данные здесь полезны, они не отражают того, что может произойти с меньшим самолетом — или на более высоких скоростях. Некоторые из тех, кто комментировал видео на YouTube, предположили, что Ан-2 построен как танк и, возможно, не был лучшим самолетом для такого рода испытаний.

Несмотря на то, что повреждения Ан-2 кажутся поверхностными, для его ремонта и вывода из эксплуатации потребовалось бы несколько часов. Скорее всего, самолет такого размера получил бы незначительные повреждения при столкновении с дроном, но есть вероятность причинения катастрофического ущерба (на меньшем самолете).

Joe Morales, пользователь YouTube

Снова в лабораторию

Другой способ проведения подобных испытаний — в лаборатории. Это может быть не так «реалистично», но испытания можно проводить без риска повредить самолет или причинить вред человеку. В этих испытаниях сотрудники Исследовательского института Университета Дейтона выстрелили старым Phantom 2 в переднюю кромку крыла самолета Mooney M20. Дрон был запущен с помощью пневматической пушки, и БПЛА столкнулся на скорости 238 миль в час — показатель, который вскоре будет оспорен. Вот что произошло на этой скорости:

Думаем, это будет больно…

Реалистично?

В этом примере совершенно очевидно, что дрон мог бы нанести серьезный ущерб, если бы произошло прямое столкновение на такой скорости. Но это максимальная скорость для этого самолета, а не та скорость, с которой он обычно летает при взлете или посадке. И именно во время этой процедуры, когда самолет находится на более низких высотах, столкновение более вероятно.

Сразу после того, как исследование было опубликовано, DJI выразила несогласие с методологией проведения исследования. Полет на скорости 238 миль в час, заявила компания, нереалистичен — и предполагал максимальную скорость для самолета и *большую*, чем максимальная скорость, на которую был способен Phantom 2. DJI также предположила, что исследование показало, что столкновение с птицей вызовет больший ущерб, чем дрон — но при этом ущерб от столкновения с птицей был минимизирован.

UDRI инсценировал свое видео, чтобы создать сценарий, немыслимый в реальной жизни, на скорости, превышающей суммарную максимальную скорость дрона и самолета, что также выше руководящих принципов тестирования Федерального управления гражданской авиации США (FAA). UDRI не раскрыл свою методологию тестирования или полученные данные, и хотя он признал, что аналогичный тест с имитацией птицы вызвал «более очевидный ущерб», он продвигал только видео, показывающее ущерб от дрона DJI.

Заявление DJI

Отпор

DJI ответила жестко. Вице-президент компании по политике и юридическим вопросам Брендан Шульман поставил под сомнение большую часть методологии исследования — и опубликованные выводы.

…Испытанная скорость столкновения, 238 миль в час, значительно превышает любую мыслимую скорость столкновения между Mooney M20 и DJI Phantom 2. Руководство по летной эксплуатации Mooney 20J указывает максимальную конструктивную скорость Mooney 20 на уровне 174 узлов, что составляет 200 миль в час. Крейсерская скорость обычно составляет 140-160 узлов (161-184 миль в час) на высоте более мили над землей. Phantom и наши другие дроны имеют встроенные функции ограничения высоты. Таким образом, на высотах не более нескольких сотен футов над землей, где дрон, вероятно, будет летать, Mooney M20 будет взлетать или садиться со скоростями от 70 до 88 узлов (81-101 миль в час).

Брендан Шульман, DJI

Опровержение DJI весьма обширно и в конечном итоге заканчивается этим призывом к действию:

Мы убедительно просим вас отозвать свое исследование, удалить из оборота паническое видео и выпустить корректирующее заявление для общественности и всех средств массовой информации, в которых вы появлялись, признав, что конфигурация теста была недействительной, учитывая летные характеристики двух испытанных самолетов, стандарты тестирования FAA и ограниченную ценность одного теста.

Брендан Шульман

Видео, которое широко освещалось средствами массовой информации, отражало нереалистичный сценарий. Dayton Daily News цитирует директора по коммуникациям DJI в Северной Америке Адама Лизберга, который сказал следующее:

То, что показывает это видео, — это то, что если вы возьмете крыло небольшого самолета и выстрелите в него чем-то на сотни миль в час, вы его повредите. Я мог бы вам это сказать.

Адам Лизберг

Предвзятость DJI

Приходится немного посочувствовать DJI. Поскольку производитель продает больше дронов, чем кто-либо другой, именно эти дроны чаще всего выбираются для любых тестов, связанных с безопасностью дронов. И когда изображения из таких тестов становятся вирусными, создается впечатление, связывающее DJI с этими столкновениями и последующим ущербом — даже если бы при преднамеренном столкновении использовалась сомнительная методология тестирования.

Site default logo image

Новее, меньше, легче

Тенденция, по крайней мере у DJI, кажется, заключается в производстве более мелких и легких потребительских дронов. Например, Mavic Air 2 намного меньше и легче, чем Phantom 2 (который теперь выглядит почти антикварным — и был двухлетним на момент проведения исследования). Он, вероятно, будет представлять меньшую проблему, чем предыдущее поколение. Inspire 2, конечно, будет тяжелее. Но велика вероятность, что владелец более дорогого дрона, такого как этот, будет профессионалом и вряд ли будет летать там, где он может столкнуться с пилотируемой авиацией. (А Mavic Mini? При весе 249 грамм он будет представлять наименьший риск.)

Используйте свой мозг

Мы не инженеры. Мы не можем с большой уверенностью сказать, каковы риски. Однако мы *можем* сказать вам, что если столкновение приведет к повреждению пилотируемого летательного аппарата, ставки потенциально очень высоки. И поэтому риск просто не стоит того — никогда.

Site default logo image

Летайте на своем дроне там, где ему положено. Избегайте полетов возле аэропортов. Соблюдайте правила. И, как любит говорить FAA, знайте перед полетом.