Крушение британского дрона привело к рекомендациям по безопасности для пилотов

В отчете Совета по расследованию авиационных происшествий Великобритании расследовано крушение дрона DJI Matrice M600 Pro в жилом районе в декабре 2019 года. В отчете содержится ряд рекомендаций, которые помогут избежать подобных происшествий в будущем, поскольку, по мнению следователей, они могли привести к серьезным травмам людей на земле.

В отчете изложены основные факты инцидента. Дрон DJI Matrice M600 Pro должен был начать обследование строительной площадки. Дрон находился в автоматическом режиме полета с запрограммированными конкретными маршрутными точками для выполнения задачи. Взлет прошел нормально. Но примерно на высоте 65 футов над уровнем земли ситуация резко изменилась. Ошибка GPS-компаса внезапно заставила аппарат вернуться в режим ATTI, который требует ручного управления. Пилот и наблюдатель отчаянно пытались инициировать функцию возврата домой (Return To Home), но дрон уносило ветром. Вскоре он скрылся из виду и направлялся к жилым домам.

Аппарат скрылся за линией деревьев и вышел из поля прямой видимости пилота или наблюдателя. Поскольку они не видели свой дрон, они не хотели пытаться взять управление на себя. Продолжая попытки активировать RTH, аппарат двигался по траектории к дому. Это изображение из отчета Совета по расследованию авиационных происшествий:

Site default logo image

То самое неприятное ощущение

Если вы когда-нибудь сталкивались с ситуацией, когда дрон улетал, вы знаете, насколько омерзительно было пилоту и наблюдателю от происходящего. Дорогой дрон, улетающий, не реагирующий на команду RTH. Еще хуже то, что он двигался в жилую зону. Предполагаемая зона обследования, видимая на изображении выше справа, не была населена. И, как вы можете видеть, ошибка произошла на раннем этапе миссии.

Реклама — прокрутите, чтобы увидеть больше контента

И дрон продолжал лететь все дальше и дальше. Хотя он поддерживал высоту на основе барометрического давления, земля под ним поднималась. И поэтому было лишь вопросом времени, когда Matrice во что-нибудь врежется.

Site default logo image

Краткий обзор

Вот как отчет описывает инцидент:

Взлет прошел нормально, но по мере того, как аппарат приближался к отметке 100 футов над уровнем моря (высота около 65 футов над уровнем земли), пилот заметил, что на контроллере отображается ошибка GPS-компаса. Аппарат перестал набирать высоту и продолжил движение в восточно-северо-восточном направлении со скоростью около 13 узлов, сохраняя высоту около 100 футов над уровнем моря (Рисунок 1). Пилот и наблюдатель сообщили, что они были изначально застигнуты врасплох. Затем пилот несколько раз активировал функцию возврата домой (RTH) 4 на контроллере, но аппарат не отреагировал. Примерно через десять секунд пилот и наблюдатель потеряли визуальный контакт (VLOS) с аппаратом, когда он прошел за линией деревьев, расположенной на границе строительной площадки. Ручных управляющих вводов с помощью контроллера не производилось.

Британский Совет по расследованию авиационных происшествий

И что произошло дальше?

Согласно отчету, вот что:

Аппарат пролетел над большой промышленной зоной, а затем приблизился к жилому массиву, расположенному в 300 м от места взлета. Аппарат продолжал поддерживать свою высоту; однако его относительная высота над землей уменьшалась по мере приближения к жилому массиву из-за подъема рельефа. Зарегистрированные журналы полетов аппарата показали, что в 15:21:07 аппарат столкнулся с крышей дома, а затем упал на задний двор собственности (Рисунки 2 и 3). В саду в то время никого не было. Пропеллеры, рычаги, шасси, подвес и объектив камеры аппарата были повреждены. Время полета с момента возникновения ошибки GPS-компаса до столкновения аппарата с домом составило 75 секунд. Контроллер оставался на радиосвязи на протяжении всего полета.

Британский Совет по расследованию авиационных происшествий

Обратите внимание

Стоит отметить последние предложения обоих предыдущих абзацев: «Ручных управляющих вводов с помощью контроллера не производилось» и «Контроллер оставался на радиосвязи на протяжении всего полета». К ним мы вернемся позже.

Но здесь есть еще пара моментов, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, Совет по расследованию авиационных происшествий счел, что вес M600 Pro был достаточно велик, чтобы причинить серьезные травмы или даже смерть, если бы он упал на человека на земле. Вот как отчет пришел к этому выводу:

AAIB не осведомлен о каких-либо исследованиях, касающихся потенциальной опасности падения БПЛА для здоровья. Однако в 1990-х годах в рамках инициативы по обеспечению безопасности в нефтегазовой отрасли Великобритании была внедрена схема предотвращения падения предметов (DROPS)7. Программа с тех пор расширилась и охватывает около 200 организаций, разработав калькулятор анализа DROPS8. Это дает представление о возможном исходе9 удара падающего тупого предмета о человека, носящего средства индивидуальной защиты (т.е. каску, очки).

Отчет британского Совета по расследованию авиационных происшествий

Вес M600 Pro в этом полете составлял 12,8 кг:

Анализ с использованием калькулятора DROPS показал, что тупой предмет массой более 2 кг (масса разбившегося аппарата составляла 12,8 кг), падающий с высоты 6 м (~20 футов) над уровнем земли (приблизительная высота, с которой аппарат упал с крыши дома), может привести к смертельному исходу для человека, носящего каску.

Отчет британского Совета по расследованию авиационных происшествий

Место происшествия

Вот как выглядел Matrice после падения на задний двор:

Site default logo image

ЭМП?

В отчете отмечается, что журналы M600 Pro были загружены производителю для анализа. В отчете говорится: «Переключение в режим ATTI было вызвано несоответствием между данными о курсе самолета, полученными по GPS, и данными его магнитного компаса. Производитель отнес это к помехам сигнала, которые повлияли на магнитный компас. Ошибка сохранялась на протяжении всего полета. Производитель сообщил, что если бы ошибка впоследствии была устранена, автоматические режимы полета были бы восстановлены».

Это порождает вопрос: что вызвало ЭМП? Было ли это близостью к другим домам с их собственными сетями Wi-Fi и другими устройствами? Или это могло быть связано с GPS-глушителем? Эти устройства легальны для продажи (и нелегальны для использования) в Великобритании. Часто их используют водители коммерческих грузовиков, желающие отключить GPS-слежение на своем транспортном средстве. Мог ли такой в районе работать?

Сказать сложно. Но когда операторы дрона поняли, что их машина разбилась, они отправили второй дрон на его поиски. И этот дрон быстро столкнулся с помехами. (Им удалось благополучно посадить его).

Выводы?

Ну, первое — это то, что электромагнитные помехи могут сильно испортить день пилоту дрона. Многие профессионалы используют детекторы ЭМП для сканирования местности перед полетом. Учитывая, что это относительно недорогие устройства по сравнению со стоимостью дрона, возможно, стоит об этом подумать.

Но в отчете также предполагается, что пилоту, возможно, следовало попытаться взять управление и пилотировать дрон вручную. В нем не рассматриваются сложности этого, когда дрон находится вне зоны прямой видимости, но, предположительно, пилот мог просто набрать высоту, пока он не вернется в поле зрения, а затем вернуть его домой вручную.

Обучение пилотов

Вот что рекомендовал отчет в двух абзацах заключения:

Пилоту требовалось взять ручное управление аппаратом после потери автоматических режимов полета из-за помех сигнала. Однако ручных управляющих вводов не производилось, и аппарат впоследствии дрейфовал по ветру, пока не столкнулся с крышей дома и не упал на землю. Никто не пострадал.

Операторы, имеющие разрешение PfCO, выданное CAA (Управлением гражданской авиации), в настоящее время не обязаны регулярно практиковаться в действиях в чрезвычайных ситуациях или демонстрировать способность управлять своим воздушным судном в деградированном режиме полета. Эти навыки теряются, но, как показывает этот инцидент, они могут понадобиться в любой момент; важно, чтобы они поддерживались для предотвращения риска травм людей или повреждения имущества.

Британский Совет по расследованию авиационных происшествий

А пилот?

В результате этого инцидента пилот освежил свои навыки ручного управления. Как указано в отчете: «Пилоты оператора прошли переподготовку по реагированию на чрезвычайные ситуации и управлению их многороторными БПЛА в режиме полета ATTI».

Урок дня? Поддерживайте свои навыки ручного управления, знайте аварийные процедуры для вашего конкретного типа дрона — и будьте готовы, если RTH выйдет из строя. Также рассмотрите возможность приобретения детектора ЭМП. Вам нечего терять.

Полный отчет вы можете скачать здесь.

Следите за автором в Twitter здесь.