
Аккумулятор полузаряжен? Проверено. Пропеллеры закреплены? Проверено. Включим и полетим! Ну, не так быстро. Сегодня мы расскажем, почему — и на собственном опыте — стоит проводить рутинную, но тщательную проверку оборудования перед каждым полётом.
Пилоты пилотируемых летательных аппаратов — будь то Cessna или Boeing 787 Dreamliner — перед каждым полётом проходят подробные, специфические чек-листы. Чек-листы различаются для разных самолётов, но есть общие моменты: обход самолёта с тщательным визуальным осмотром, поиск признаков повреждений, износа, незакреплённых соединений и т. д. Также проводится проверка топлива: достаточно ли топлива на борту для запланированного полёта, плюс запас? Каков вес топлива, груза и пассажиров в сумме? Превышает ли он максимальный взлётный вес? А как насчёт погоды? Может ли этот полёт столкнуться с плохими условиями по пути к месту назначения?
Это, конечно, только самые основы. Но некоторые пункты чек-листов, как говорится, были «написаны кровью». Это означает, что протокол для конкретной проверки, вероятно, был рекомендацией, возникшей в результате предотвратимой аварии. Когда речь идёт о пилотируемой авиации, у каждого пункта чек-листа есть очень веские причины.
А как насчёт дронов?
Для некоторых пилотов дронов, особенно начинающих любителей, предполётная проверка минимальна: аккумулятор заряжен, пропеллеры установлены. Коммерческие пилоты и поставщики услуг, как правило, проходят обучение и получают лицензии, такие как Part 107 FAA. Те, кто прошёл полноценный курс обучения, скорее всего, усвоили практику предполётного чек-листа.
Всякое случается
Кроме того, всякое может случиться. И тут вспоминается недавний случай.
Буквально несколько дней назад я собирался зарядить аккумуляторы своего верного, но пыльного Mavic Pro. Он немного полежал в кейсе, но подвернулась возможность полетать с другом. К тому же, я хотел наконец-то запустить на более длительное время пробный Mavic Air 2.
Я давно не летал на Mavic Pro — уж точно не с начала пандемии. А все три его аккумулятора я не заряжал уже много-много месяцев. И вот, один за другим, я подключил их к зарядному устройству. Я вставил один из заряженных аккумуляторов обратно в корпус. Дрон стоял в моей задней солнечной комнате, и раннее утреннее солнце падало под углом на верхнюю часть Mavic Pro. Это был тот свет, который отлично подчёркивает тени.
Что это?
Это было едва заметно, но что-то выглядело не так. «Что это?» — подумал я. Я присмотрелся. Я увидел тонкую, зазубренную линию тени, неровно пролегающую по верху полностью заряженного аккумулятора в аппарате. Её никогда бы не заметили при беглом взгляде. Но теперь, при ближайшем рассмотрении, проявился дефект: крошечная, но значительная трещина в корпусе. И, судя по тому, что часть корпуса как будто приподнялась, это был возможный вздутие из-за проблемы с аккумулятором. Чёрт возьми?
Я посмотрел снова. Вот оно, как на ладони.
Больно
Трещина была очень тонкой. Но она была очень заметной:

Не связывайтесь с аккумуляторами
Я не претендую на звание эксперта по аккумуляторам. Но я точно знаю одно: не связывайтесь с LiPo. Если сомневаетесь, безопасно утилизируйте. Не стоит летать — тем более заряжать дома — аккумулятор, который может иметь проблему. И вот — вздох — я безопасно утилизирую этот. Но это напомнило мне об инциденте, который произошёл с моим Phantom 4 Professional.
В случае с Phantom я дал его в пользование хорошему другу — который является как отличным пилотом дронов, так и техногиком. Он владеет недвижимостью во Флориде. Однажды он попросил одолжить мой P4P. Я не осознал, пока он не вернул его, и не обнаружил регистрацию FAA на дроне, что его брали в США. Я был немного возмущён, но такова жизнь.
Но когда я присмотрелся к P4P, обнаружились и другие проблемы:
Всегда внимательно осматривайте
И снова, ключевые слова при осмотре: *внимательно осматривайте*. Как только я начал осматривать P4P под микроскопом, моему вниманию предстали другие проблемы.
Аккумулятор (часть первая)

Аккумулятор (часть вторая)
Видите этот аккумулятор? Тот же самый. И небольшой выступ вокруг кнопки извлечения треснул. Это потому, что он вздулся. :/

Аккумулятор (часть третья)
Видите эту маленькую чёрную отметку «X» на аккумуляторе? Это сделал не я. (Это было на аккумуляторе с трещиной, между прочим.)

А потом песок
Я включил P4P, когда услышал необычный звук во время проверки подвеса. Это был звук, который я никогда раньше не слышал: скрежет. Аррргххх! Я начал присматриваться ещё внимательнее и увидел крошечные частицы песка. Я узнал этот песок, так как ранее посещал это место. Как только я начал видеть песок, я уже не мог не замечать его. Казалось, он был повсюду.
Возле джойстика

В щелях

И вокруг объектива

Так я позвонил другу
Я отправил ему фотографии, которые вы только что видели. Конечно, он был в ужасе и сказал, что заменит аккумулятор, если с ним что-то не так. Вскоре он приехал с заряженным компрессором и аккуратно выдул весь песок. Подвес снова заработал нормально. Но он не смог вспомнить, что произошло с аккумулятором, и больше не предлагал его заменить. К сожалению, мне пришлось списать этот аккумулятор из эксплуатации по соображениям безопасности. Снова: Аррргххх.
Три морали из этой истории
Первый урок: по крайней мере, для меня — **никогда не давайте свою технику в долг**. Или, если вы *всё же* одалживаете свою технику, *осмотрите её вместе с человеком, которому вы её одолжили, до и сразу после возвращения*. Доверие важно в дружбе, но это просто здравый смысл — делать это вместе и решать любые проблемы. Если вы одалживаете свою технику, будьте готовы принять убытки. Это, безусловно, личное решение. И моё решение теперь такое: не одалживать технику, если вы не готовы к тому, что она вернётся повреждённой, или если вы *очень* доверяете человеку.
Мораль номер два: **не связывайтесь с аккумуляторами**. Если что-то выглядит так, будто ваш аккумулятор не в порядке, перестрахуйтесь. Я видел фотографии *очень* дорогих дронов, которые загорелись в воздухе из-за проблемы с аккумулятором, которую, возможно, удалось бы обнаружить при тщательном осмотре. Я также видел видео на YouTube о горящих машинах из-за зарядки неисправного аккумулятора на переднем сиденье.
Мораль номер три: **имейте чек-лист и следуйте ему тщательно**. Недостаточно убедиться, что аккумулятор заряжен и пропеллеры установлены. Прежде чем включить дрон, *крайне важно* провести очень тщательный физический осмотр. Это означает аккумуляторы, корпус, лучи, моторы, пропеллеры, камеру (или полезную нагрузку) и подвес. Ищите всё, что выглядит необычно. Если вы что-то обнаружили, постарайтесь решить проблему на месте. Если это может повлиять на безопасность, отложите полёт.
После полёта
И после каждого полёта осматривайте свой аппарат. Все ли пропеллеры в хорошем состоянии? Аккумулятор в порядке? А корпус?
Я спрашиваю это потому, что, опять же, у меня есть некоторый опыт. Когда я достал тот Mavic Pro несколько дней назад, я заметил большое количество травы и грязи на его задней части. Часть этого растительного материала была прилипшая к дрону больше полугода. К ТОМУ ЖЕ, она, казалось, была слегка едкой, оставив некоторые неприглядные следы, когда я её очистил. Всего этого можно было бы избежать, если бы я просто уделил момент для послеполётного осмотра и очистки грязи.
Но я этого не сделал — и это моя вина.
Я также расскажу вам две другие вещи:
- Урок усвоен.
- Скоро появится полный рекомендованный чек-лист предполётной подготовки!
Следите за автором Скоттом Симми в Твиттере здесь. И дайте нам знать в комментариях ниже, следуете ли вы чек-листу. Если да, то что является вашей главной проверкой?