
На фоне всего ажиотажа вокруг нового правила FAA о удаленной идентификации, другое заявление Федеральной авиационной администрации легко осталось незамеченным. Регулятор выпустил новые правила для полетов дронов над людьми и ночью. Правила упростят это: вам больше не потребуется разрешение. Но… есть загвоздка.
В соответствии с действующей нормативной базой, полеты над людьми и ночью требовали разрешений от FAA. Эти разрешения давали вам право при определенных обстоятельствах осуществлять полет. Как вы можете себе представить, FAA особенно интересовала минимизация рисков — особенности вашего дрона или миссии, которые могли бы снизить риск для людей на земле (или в воздухе), если что-то пойдет не так. Например, дрон, оснащенный парашютом, с большей вероятностью получит разрешение, чем дрон без системы отказа.
Новые правила четко определяют обстоятельства, при которых вы можете летать ночью и над людьми. Если вы соответствуете этим обстоятельствам, полет может состояться. Давайте посмотрим.
Новое финальное правило FAA об эксплуатации БПЛА над людьми
Это одно из правил, которые чаще всего нарушают пилоты дронов, по крайней мере, судя по некоторым видео, которые мы видим: полеты над людьми.
FAA не любит ситуации, когда тяжелый дрон или дрон с незащищенными пропеллерами могут просто упасть на человека. И поэтому оно четко определило типы дронов, которые можно использовать для полетов над людьми. Неудивительно, что это более легкие дроны с закрытыми пропеллерами.
Вот полное правило FAA, взятое непосредственно из агентства:
Финальное правило об эксплуатации беспилотных летательных аппаратов над людьми является очередным инкрементальным шагом к дальнейшей интеграции беспилотных летательных аппаратов (БЛА) в Национальную воздушную систему. Финальное правило разрешает рутинные операции над людьми и рутинные операции ночью при определенных обстоятельствах. Правило устранит необходимость получения индивидуальных разрешений по Части 107 от FAA для таких операций.
Финальное правило вносит поправки в существующую Часть 107 Свода федеральных правил (Title 14 of the Code of Federal Regulations). Правило было отправлено в Управление федерального реестра и вступит в силу через 60 дней после даты публикации в Федеральном реестре. Ожидается, что публикация состоится в январе 2021 года. Сроки соблюдения требований и основные положения кратко изложены ниже.
Категория 1, Категория 2, Категория 3 и Категория 4: Соответствие требованиям для полетов над людьми
Финальное правило устанавливает четыре новые категории малых беспилотных летательных аппаратов для рутинных операций над людьми: Категория 1, Категория 2, Категория 3 и Категория 4. Финальное правило также разрешает рутинные операции над движущимися транспортными средствами.
• Малые беспилотные летательные аппараты, соответствующие **Категории 1**, должны весить менее 0,55 фунта (примерно 0,25 кг), включая все на борту или прикрепленное, и не иметь открытых вращающихся частей, которые могли бы нанести порезы человеческой коже. Не требуется подтверждение соответствия (Means of Compliance, MOC) или декларация соответствия (Declaration of Compliance, DOC), принятые FAA.
• Малые беспилотные летательные аппараты, соответствующие **Категории 2**, не должны причинять вред человеку, эквивалентный или превышающий тяжесть вреда, вызванного передачей 11 фут-фунтов (примерно 15 Дж) кинетической энергии при ударе от жесткого объекта, не должны иметь открытых вращающихся частей, которые могли бы нанести порезы человеческой коже при контакте с человеком, и не должны иметь дефектов безопасности. Требуются подтверждение соответствия и декларация соответствия, принятые FAA.
• Малые беспилотные летательные аппараты, соответствующие **Категории 3**, не должны причинять вред человеку, эквивалентный или превышающий тяжесть вреда, вызванного передачей 25 фут-фунтов (примерно 34 Дж) кинетической энергии при ударе от жесткого объекта, не должны иметь открытых вращающихся частей, которые могли бы нанести порезы человеческой коже при контакте с человеком, и не должны иметь дефектов безопасности. Требуются подтверждение соответствия и декларация соответствия, принятые FAA.
• Малые беспилотные летательные аппараты, соответствующие **Категории 4**, должны иметь сертификат летной годности, выданный в соответствии с Частью 21 правил FAA. Должны эксплуатироваться в соответствии с ограничениями эксплуатации, указанными в утвержденном Руководстве по летной эксплуатации (Flight Manual) или как указано Администратором. Ограничения эксплуатации не должны запрещать полеты над людьми. Техническое обслуживание, профилактическое обслуживание, доработки или инспекции должны проводиться в соответствии с конкретными требованиями, изложенными в финальном правиле.
Правила эксплуатации
Операции ночью
• Удаленные пилоты, желающие проводить операции с малыми беспилотными летательными аппаратами ночью, должны пройти либо обновленный первоначальный тест, либо обновленное периодическое онлайн-обучение до проведения таких операций.
• Кроме того, до начала операций с малыми беспилотными летательными аппаратами ночью, беспилотный летательный аппарат должен быть оснащен противобликовыми огнями, видимыми на расстоянии 3 морских миль (примерно 4,8 км) и имеющими достаточную частоту мигания для предотвращения столкновений. Эти противобликовые огни должны быть работоспособны.
Операции над людьми
• **Летательные аппараты, соответствующие Категории 1**: o Малые беспилотные летательные аппараты должны весить менее 0,55 фунта (примерно 0,25 кг), включая все на борту или прикрепленное, и не должны иметь открытых вращающихся частей, которые могли бы нанести порезы человеческой коже. Удаленным пилотам запрещено эксплуатировать малый беспилотный летательный аппарат в качестве операции Категории 1 в продолжительном полете над открытыми собраниями людей, если операция не соответствует требованиям стандартной удаленной идентификации или модулей вещания удаленной идентификации, установленных в финальном правиле о удаленной идентификации.
• **Летательные аппараты, соответствующие Категории 2**: o Удаленным пилотам запрещено эксплуатировать малый беспилотный летательный аппарат в качестве операции Категории 2 в продолжительном полете над открытыми собраниями людей, если операция не соответствует требованиям стандартной удаленной идентификации или модулей вещания удаленной идентификации, установленных в финальном правиле о удаленной идентификации.
o Требуется подтверждение соответствия и декларация соответствия от заявителя.
• **Летательные аппараты, соответствующие Категории 3**: o Запрещается эксплуатировать малый беспилотный летательный аппарат над открытыми собраниями людей.
o Эксплуатировать малый беспилотный летательный аппарат над любым человеком можно только при соблюдении одного из следующих условий: Операция осуществляется внутри или над закрытым объектом с ограниченным доступом, и все люди, находящиеся в закрытом объекте с ограниченным доступом, должны быть уведомлены о том, что над ними может пролетать малый беспилотный летательный аппарат.
Малый беспилотный летательный аппарат не осуществляет продолжительный полет над каким-либо человеком, если только этот человек не участвует непосредственно в управлении малым беспилотным летательным аппаратом; или находится под навесной конструкцией или внутри стационарного транспортного средства, которое может обеспечить разумную защиту от падающего малого беспилотного летательного аппарата.
• **Летательные аппараты, соответствующие Категории 4**: o Должен быть выдан сертификат летной годности в соответствии с Частью 21.
o Должен эксплуатироваться в соответствии с ограничениями эксплуатации, указанными в утвержденном Руководстве по летной эксплуатации или как указано Администратором. Ограничения эксплуатации не должны запрещать полеты над людьми, находящимися внутри движущихся транспортных средств.
o Техническое обслуживание, профилактическое обслуживание, доработки или инспекции должны проводиться в соответствии с конкретными требованиями к техническому обслуживанию, подробно изложенными в финальном правиле.
o Удаленным пилотам запрещено эксплуатировать малый беспилотный летательный аппарат в качестве операции Категории 4 в продолжительном полете над открытыми собраниями людей, если операция не соответствует требованиям стандартной удаленной идентификации или модулей вещания удаленной идентификации, установленных в финальном правиле о удаленной идентификации.
Операции над движущимися транспортными средствами
• Соответствие Категориям 1, Категориям 2 и Категориям 3 для полетов над людьми; запрещается продолжительный полет над движущимися транспортными средствами; только пролет.
• Для операции в рамках Категории 1, Категории 2 или Категории 3, малый беспилотный летательный аппарат на протяжении всей операции— o Должен оставаться внутри или над закрытым объектом с ограниченным доступом, и все люди, находящиеся внутри движущегося транспортного средства в пределах закрытого объекта с ограниченным доступом, должны быть уведомлены о том, что над ними может пролетать малый беспилотный летательный аппарат; или
o Не должен осуществлять продолжительный полет над движущимися транспортными средствами.
• Для операции Категории 4, малый беспилотный летательный аппарат должен — o Иметь сертификат летной годности, выданный в соответствии с Частью 21 настоящей главы.
o Эксплуатироваться в соответствии с ограничениями эксплуатации, указанными в утвержденном Руководстве по летной эксплуатации или как указано Администратором. Ограничения эксплуатации не должны запрещать полеты над людьми, находящимися внутри движущихся транспортных средств.
Изменения в тестировании знаний удаленного пилота
Финальное правило обновляет первоначальный тест знаний удаленного пилота, включая темы, связанные с ночными полетами. Кроме того, финальное правило заменяет требование о прохождении очного периодического теста каждые 24 календарных месяца. Обновленное требование заключается в том, чтобы удаленные пилоты проходили онлайн-обучение для периодического повышения квалификации, которое будет включать темы, связанные с ночными полетами. Онлайн-обучение для периодического повышения квалификации будет предлагаться удаленным пилотам бесплатно.
Инспекция, тестирование и демонстрация соответствия
Удаленный пилот, владелец или лицо, управляющее органами управления малого беспилотного летательного аппарата, должны:
• Иметь при себе физическое наличие и легкий доступ к сертификату удаленного пилота с допуском к малым БПЛА и удостоверению личности при использовании привилегий этого сертификата удаленного пилота.
• Предъявлять свой сертификат удаленного пилота и удостоверение личности по запросу FAA, NTSB, TSA или любого федерального, штатного или местного сотрудника правоохранительных органов.
• Предоставлять по запросу FAA любой документ, запись или отчет, которые должны храниться в соответствии с правилами FAA.
• По запросу разрешать FAA тестировать или проверять малую беспилотную летательную систему, удаленного пилота, лицо, управляющее органами управления малой беспилотной летательной системы, и, если применимо, визуального наблюдателя для определения соответствия правилу.
Правила проектирования и производства для производителей
• Некоторые существующие малые беспилотные летательные аппараты Категории 1 могут соответствовать требованиям, основанным на производительности, для получения права на операции Категории 1 над людьми с даты вступления в силу правила (те, которые уже были произведены с защитными кожухами/ограждениями пропеллеров, предотвращающими порезы кожи человека лопастями при ударе).
• Производители могут вывести на рынок модернизируемые защитные кожухи пропеллеров для установки на существующие малые беспилотные летательные аппараты, чтобы сделать их пригодными для операций Категории 1 над людьми начиная с даты вступления в силу этого правила.
• Некоторые существующие малые беспилотные летательные аппараты могут соответствовать требованиям, основанным на производительности, для получения права на операции Категории 2 над людьми в соответствии с этим правилом, как только будут получены принятые FAA MOC и DOC.
• Малые беспилотные летательные аппараты могут соответствовать требованиям, основанным на производительности, для Категории 2 этого правила после получения принятых FAA MOC/DOC через 9-12 месяцев после даты вступления в силу этого правила.
• Малые беспилотные летательные аппараты, соответствующие Категории 3, могут соответствовать требованиям, основанным на производительности, для Категории 3 этого правила после получения принятых FAA MOC/DOC через 9-12 месяцев после даты вступления в силу этого правила.
• Малые беспилотные летательные аппараты Категории 4 для операций над людьми могут получить сертификат летной годности начиная через 6-12 месяцев после даты вступления в силу этого правила.
Основные изменения от предложенного правила к финальному
• Малые беспилотные летательные аппараты Категории 1 не должны иметь открытых вращающихся частей, которые могли бы нанести порезы человеческой коже.
• Удаленным пилотам, использующим малые беспилотные летательные аппараты Категории 1, Категории 2 и Категории 4, запрещено эксплуатировать их в продолжительном полете над открытыми собраниями людей, если операция не соответствует требованиям стандартной удаленной идентификации или модулей вещания удаленной идентификации, установленных в финальном правиле о удаленной идентификации.
• Добавлена Категория 4 малых беспилотных летательных аппаратов, которые могут быть пригодны для операций над людьми и движущимися транспортными средствами.
• Разрешены операции над движущимися транспортными средствами.
• Удаленный пилот, владелец или лицо, управляющее органами управления, должны иметь при себе физическое наличие и легкий доступ к своему сертификату удаленного пилота.