
Аааа… зима. Это чистое небо, стабильный воздух и частицы замерзающей влаги. Стоит ли беспокоиться? Да, да, стоит. Просто посмотрите, что случилось с одним пилотом.
Большинство из нас знакомы с концепцией противообледенительной обработки коммерческих самолетов. Специальная жидкость распыляется на крылья и фюзеляж, чтобы удалить лед на земле и помочь предотвратить образование льда во время полета. Это критически важно, потому что лед на самолете может увеличить вес и нарушить критический ламинарный поток воздуха над крыльями. В крайних случаях это может привести к падению самолета. Это стало фактором — в сочетании с ошибкой пилота — в крушении самолета Colgan Air Flight 3407 в 2009 году, в результате которого погибли все 49 пассажиров и членов экипажа, а также житель дома, в который врезался самолет.
Ставки, очевидно, меньше с дронами. Но обледенение — это реальность.
Действительно, может ли обледенение вызвать крушение маленького дрона?
Еще как может. Если вы проходили курсы для сдачи экзамена Part 107 или получения сертификата Advanced RPAS в Канаде, вы уже знаете это. А для тех, кто не знает? Точно такие же силы, которые могут вызвать обледенение на пилотируемых самолетах, могут сделать то же самое и с беспилотными летательными аппаратами. Обледенение может уменьшить подъемную силу, увеличить вес и сопротивление, и даже заблокировать стабилизатор. Но на самом деле нас беспокоит летная годность: вы же не хотите, чтобы ваш дрон упал с неба.
Может ли такое случиться? Еще как. На самом деле, это только что произошло с пилотом, управлявшим Mini 2 в бывшей Советской Республике Грузия.
Mini 2 + туман = крушение
Мы увидели сообщение от Мехди Сафави. Мехди, учитель английского языка, фотограф и видеограф, летает на дронах около пяти месяцев. Он живет в городе Тбилиси и недавно решил совершить пару полетов на своем Mini 2. Погода казалась идеальной, по крайней мере, для съемки видео. В соседних долинах был низкий туман, и Мехди планировал взлет с уровня земли над туманом.
И знаете что? Первый полет прошел без сучка и задоринки. Вот что Мехди рассказал нам: «Первый полет: я отправил свой Mini 2 вверх и над туманом (не «сквозь» туман), сделал несколько красивых снимков, как этот (высота 120 метров). Проблем не было».
Пока что все идет хорошо.
Второй полет Mini 2? Не так гладко…
Но когда Мехди решил совершить второй полет, все пошло не так. С небольшой площади он решил выполнить автоматический QuickShot. Он запустил Mini 2. В воздухе была влага, и было прохладно. Был некоторый туман, но его было недостаточно, чтобы помешать визуальному контакту. Все началось вот так:

Дрон поднялся, достигнув высоты 15 метров. И затем? Сообщение, которое вы определенно не хотите видеть, когда дрон в полете:

Позволим Мехди продолжить рассказ:
Во второй раз я решил сделать «ракетный» Quick Shot (всего 30 метров в высоту), и угадайте что! Моторы замерзли посреди тумана, и дрон буквально упал с неба! Мне повезло, я поймал его над головой. Серьезной аварии не было. Пришлось поменять пару пропеллеров, и я получил два болезненных пореза на ладони. Температура была около нуля, и когда он спустился, я заметил, что лед покрывал пропеллеры и руки! Общее время полета <30 секунд (второй полет).
Ой!
Дрон начал автоматически приземляться, но лед продолжал усугублять проблемы. К тому времени, когда он приблизился к Мехди, он больше падал, чем летел. Ему удалось выставить руку и смягчить падение. К счастью, дрон лишь слегка повредил пропеллер (хотя, как уже упоминалось, Мехди получил пару неприятных порезов).
Есть ли здесь урок?
Еще как есть. Вот он, прямо от пилота:
Никогда не летайте в тумане. Даже если день теплый, влага из тумана может вызвать неисправность двигателей. При низких температурах пропеллеры покрываются льдом, и бедная птичка падает с неба. В моем случае, к счастью, это было на 13-й секунде полета, и дрон был прямо надо мной.
Мехди Сафави
Помните, как командир воздушного судна, вы несете ответственность за безопасность полета вашего дрона — включая безопасность находящихся на земле (включая имущество) и любых пилотируемых воздушных судов. Вы всегда поступаете лучше, проявляя осторожность, если погода или состояние вашего дрона кажутся сомнительными.
Старая поговорка: «Лучше перестраховаться, чем потом сожалеть» здесь определенно применима.