Почему городская воздушная мобильность — это больше, чем просто модное словечко

Если вы регулярно читаете DroneDJ, то, вероятно, уже слышали фразу «городская воздушная мобильность». Но что именно она означает? И почему это важно? Давайте разберемся.

Мы живем в удивительную технологическую эпоху. Это время, когда SpaceX может с ювелирной точностью приземлять свои многоразовые первые ступени на беспилотный корабль. Время, когда наши смартфоны превосходят вычислительную мощность, которая обеспечивала миссии «Аполлон». И эпоха, по крайней мере отчасти благодаря дронам, с новым поколением высокотехнологичных летательных аппаратов. Эти в основном автономные аппараты скоро будут перевозить платных пассажиров и грузы по городскому и сельскому небу.

Давайте рассмотрим поближе.

Городской ландшафт

Здесь нет ничего удивительного, но города становятся все больше. К 2030 году, по оценкам, 60 из каждых 100 жителей планеты будут жить в городах. Перевозка людей и грузов по земле в крупных городских центрах неизбежно приводит к пробкам. Перенаправление части этого трафика в воздух с использованием безопасных и экологичных электромобилей поможет решить эту проблему.

Реклама — прокрутите для просмотра большего количества контента

Ряд компаний уже создали летательные аппараты eVTOL: электрические аппараты с вертикальным взлетом и посадкой. Это означает, что они могут взлетать и садиться, как вертолет, с небольшой точки. Это важно в городах, потому что — очевидно — было бы почти невозможно начать строить новые взлетно-посадочные полосы в разных местах существующих городов. Но посадочные площадки? Они довольно просты. Вот что говорит FAA по этому поводу:

Первоначальная экосистема UAM будет использовать существующую вертолетную инфраструктуру, такую как маршруты, вертолетные площадки и службы управления воздушным движением (УВД), где это возможно, учитывая характеристики воздушных судов. Заглядывая в будущее, FAA работает над определением потребностей в проектировании инфраструктуры для этих воздушных судов. FAA ожидает разработать новый стандарт вертипортов в ближайшие годы.

Сайт FAA

Прежде чем мы пойдем дальше, стоит отметить, что есть три взаимосвязанных термина/фразы. Это: городская воздушная мобильность (UAM), передовая воздушная мобильность (AAM) и управление воздушным движением беспилотных летательных аппаратов (UTM).

Городская воздушная мобильность

Вот как FAA определяет городскую воздушную мобильность:

Городская воздушная мобильность (UAM) предполагает безопасную и эффективную авиационную транспортную систему, которая будет использовать высокоавтоматизированные летательные аппараты, работающие и перевозящие пассажиров или грузы на низких высотах в городских и пригородных районах. UAM будет состоять из экосистемы, которая учитывает эволюцию и безопасность летательных аппаратов, рамки эксплуатации, доступ к воздушному пространству, развитие инфраструктуры и взаимодействие с общественностью.

Следующий пункт? Передовая воздушная мобильность. Это немного шире и включает случаи использования, не связанные с городской средой. Здесь можно представить, как эти новые eVTOL перемещаются между городами, доставляя товары и услуги. Скоро появятся и личные, частные летательные аппараты, которые не используют традиционные аэропорты. Доставка грузов автономными дронами также подпадает под эту широкую категорию.

Разве небо не станет перегруженным?

Да, воздушного трафика станет больше. Более того, часть этого регулярного воздушного трафика будет автономной. Дроны будут регулярно перевозить грузы и людей над городами, между городами и в удаленные сельские районы. Именно поэтому третья фраза — управление воздушным движением беспилотных летательных аппаратов, или UTM — является частью всего этого.

В двух словах, UTM относится к обеспечению безопасной интеграции пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. И здесь опять же, уже идет работа с такими крупными игроками, как FAA и NASA, в сотрудничестве с индустрией.

Единой системы еще нет — хотя есть много потенциальных решений. Но можно с уверенностью сказать, что UTM переведет нас от человеко-ориентированного управления воздушным движением (вспомните авиадиспетчеров) к более машино-ориентированной, автоматизированной системе, которая будет отслеживать трафик UAM и AAM. Она будет учитывать загруженность, погоду, геозоны, избегание рельефа местности и множество других факторов. NASA активно исследует и тестирует эту область. Фактически, ее первая серия полевых испытаний состоялась еще в 2015 году.

Существует множество факторов, которые играют роль в UTM. Просто взгляните на эту графику NASA:

Site default logo image

Это приближается…

Почему мы так воодушевлены этим? Потому что очевидно, что это не просто мечта. Ряд пассажирских аппаратов уже доказали свою летную пригодность — некоторые из них совершили множество полетов с людьми на борту. Большинство этих аппаратов имеют многократные резервные системы, что означает, что в маловероятном, но возможном случае отказа, есть запасной вариант.

За последнюю неделю или около того мы писали о нескольких известных игроках в этой сфере. К ним относятся:

EHang

Site default logo image

Lilium

Site default logo image

Joby Aviation

Site default logo image

Мы прошли долгий путь…

В 2018 году я посетил авиасалон Farnborough International Airshow в Великобритании. Этот салон, наряду с чередующимся салоном под Парижем, является главными авиасалонами на планете. В то время Airbus демонстрировал свой eFan — двухместный электрический самолет, способный выполнять короткие полеты и подходящий для обучения. Это было одним из главных событий выставки.

Сейчас, чуть более чем через два года, появляется все больше усовершенствованных, проверенных летательных аппаратов eVTOL, которые могут перевозить пассажиров без пилота. Airbus сделал нулевые выбросы в городской воздушной мобильности приоритетом.

В какой-то момент этого десятилетия, вероятно, раньше, чем мы все думаем, подобные самолеты станут обычным явлением над многими городами. Небольшие дроны, перевозящие товары для доставки, будут безопасно делить одно и то же воздушное пространство.

Так что… следите за новостями. Мы будем информировать вас об этом по мере развития событий.