
Мир, как всегда, меняется. Но немногие отрасли меняются так же стремительно, как коммерческие и корпоративные дроны.
Когда вы садитесь в пассажирский самолет, мы обычно не беспокоимся о том, готов ли реактивный самолет или авиалайнер к полету. Мы предполагаем, что он проходил регулярное техническое обслуживание, и что наземные экипажи проверяют основные системы перед полетом. Пилоты все еще проводят обход для обеспечения отсутствия видимых неполадок, программное обеспечение сообщает в кабину обо всех системах, а сами пилоты имеют сложную систему предполётной проверки.
Но как насчет беспилотных летательных аппаратов?
Разве дроны не должны проверяться перед полетом?
Очевидный ответ — «Да». Но для большинства из нас, управляющих дронами, это сводится к тому, чтобы убедиться, что пропеллеры в порядке, что аккумулятор не треснул и не вздулся, и что с фюзеляжем все в порядке. Да, в зависимости от дрона, производитель может рекомендовать более детальный осмотр или проверку через определенные промежутки времени. Но в основном мы просто проводим самые элементарные проверки, а затем поднимаем дрон в воздух.
Это может быть приемлемо для хобби или для небольшого коммерческого пилота дрона. Но что произойдет, когда масштабы увеличатся?
Грядут флотилии дронов…
Поскольку мы движемся к будущему, где доставка и полеты за пределом прямой видимости станут обычным делом для коммерческих операторов, мы сталкиваемся с новой задачей: обеспечение оптимальной работы дронов, пролетающих над нашими городами.

Но как это может произойти, когда дроны летают регулярно, отправляясь из автоматизированной системы? Доставляя посылки, забирая грузы, возможно, меняя батареи или датчики между миссиями? Как мы можем быть уверены, что эти дроны находятся в наилучшем рабочем состоянии? Не менее важно, существует ли способ автоматизировать систему, которая может незаметно отслеживать состояние флотилий дронов, предотвращая полеты при возникновении проблемы или отмечая требуемые работы по техническому обслуживанию?
Представляем: Fit2Fly
Пару дней назад NASA опубликовало материал об инициативе Fit2Fly. В статье цитируется Гарри Куоллс, ведущий научный сотрудник Fit2Fly в Исследовательском центре НАСА Лэнгли (Langley Research Center) в Вирджинии, который сказал: «Разрыв, который мы пытаемся устранить, заключается в том, как мы можем обеспечить соответствующий уровень безопасности и надежности этих новых систем, когда они так отличаются от традиционных летательных аппаратов».
Хотя люди проводят обход с пилотируемыми самолетами, это не практичное решение для дронов. Во-первых, одна из главных причин использования дронов для доставки — эффективность. Как только вы начнете привлекать дополнительный персонал для регулярного осмотра и сертификации дронов, часть этого экономического преимущества будет утрачена.
Что, если бы дрон мог сам себя проверять? Что, если бы он даже мог «подписываться» со стандартным, признанным цифровым сертификатом, который гарантирует его безопасность в воздухе?

Такова концепция Fit2Fly.
Регулярные, комплексные проверки…
Как и пилотируемые самолеты, дроны представляют собой комбинацию аппаратного и программного обеспечения. И Fit2Fly призван обеспечить безопасность с обеих сторон этого уравнения. Вот выдержка из инфографики NASA о концепции:
Для регулярной работы в общем воздушном пространстве, над людьми и над собственностью, коммерческие БПЛА должны быть спроектированы с уровнями избыточности и надежности, уже обычными для других частей коммерческой авиации. Многие технологии для решения этой задачи были разработаны и внедрены автомобильной промышленностью, где проводятся обширные проверки производительности компонентов, подсистем и систем автоматически, на борту автомобиля. Эти автомобили самооценивают свою «пригодность к эксплуатации» каждый раз, когда их запускают. Технологии, делающие это возможным, развернуты в больших масштабах и экономичны.
Как это будет работать?
Согласно статье NASA, следующим образом:
- Дрон проводит самодиагностику перед каждым полетом; принимает решение о разрешении/запрете полета
- Мониторинг продолжается во время полета
- Если во время полета возникает серьезная проблема, дрон безопасно приземляется, и операторы получают уведомление
- Другие проблемы фиксируются
А как насчет физического осмотра?
Fit2Fly предполагает наличие какой-либо роботизированной системы для сканирования самого летательного аппарата. Но основная часть работы будет выполняться программным обеспечением на борту самого дрона. Эта графика — часть более крупного плаката NASA — дает представление о концепции:

Нам это кажется логичным
Эта концепция кажется правильной, поскольку количество дронов будет только расти. Если мы прилагаем огромные усилия для обеспечения летной годности пилотируемых самолетов, разве мы не должны делать то же самое для дронов, летающих над нашими городами?
Это сложная тема с множеством движущихся частей. Мы призываем вас прочитать историю NASA здесь, а также внимательно изучить график NASA, найденный здесь.