
Аэропорты, по очевидным причинам, хотят знать, есть ли поблизости дроны, которые могут помешать полетам пилотируемых воздушных судов. Поэтому неудивительно, что все больше аэропортов тестируют различные технологии обнаружения и противодействия дронам. Тот, о котором мы сегодня пишем, проводится в Международном аэропорту Оттавы (YOW) и включает в себя довольно крутые технологии.
Существуют все более совершенные способы обнаружения дронов в небе. И эти методы все чаще используются в аэропортах, на высокозащищенных объектах, таких как атомные электростанции, и даже на стадионах крупных спортивных мероприятий. Есть много мест, где хотели бы знать, приближаются ли дроны, а затем иметь возможность их обнаружить и, возможно, даже сбить с неба.
Но, пожалуй, аэропорты — это самые критически важные места.
Аэропорты
Инциденты с участием дронов и пилотируемых самолетов, к счастью, относительно редки. И люди, управляющие аэропортами, хотят сохранить это положение дел. Просто не хочется, чтобы самолет при взлете или посадке (или где-либо еще) находился в непосредственной близости от дрона.
Большинство пилотов дронов понимают правила и действуют ответственно. Но все же есть операторы — либо из-за незнания, либо намеренно — которые летают слишком близко для комфорта. Зайдите на YouTube, и вы найдете множество примеров близких встреч. Этот пример немного старше, но он четко объясняет проблему:
Пилотный проект по обнаружению
В Международном аэропорту Оттавы реализуется пилотный проект с участием нескольких партнеров (и нескольких технологий). Среди этих партнеров: Indro Robotics, Aerial Armor, QinetiQ, NAV CANADA и Администрация аэропорта. И, как говорит Майкл Бодотт из YOW, потребность в системе обнаружения явно существовала:
Дроны становятся почти повсеместными, с экспоненциальным ростом продаж как любителям, так и коммерческим операторам. Как оператор аэропорта, мы считали жизненно важным протестировать системы для обнаружения дронов, действующих на трассах, возле аэропорта и в других запретных зонах, чтобы обеспечить безопасность экипажей и пассажиров.
Система
Система включает две основные технологии: радиочастотное (РЧ) обнаружение и микро-доплеровский радар. Блок РЧ-обнаружения установлен на крыше здания пассажирского терминала. Он постоянно сканирует диапазоны 2,4 и 5,8 ГГц и может обнаруживать дроны в радиусе 15 километров.

Эта система предоставлена компаниями Aerial Armor и InDro Robotics, признанным лидером в канадской сфере дронов. Генеральный директор InDro Robotics Филип Рис объясняет:
Наша система «опрашивает» каждое устройство, чтобы получить больше информации и точно определить GPS-точки X, Y и Z — Z важно, поскольку мы хотим знать, на какой высоте летит устройство. Мы также можем определить марку и размер устройства, что помогает определить, какую угрозу оно может представлять. Например, маленький, медленно движущийся дрон, находящийся далеко, представляет меньшую угрозу, чем большой дрон на траектории полета аэропорта.
В пресс-релизе также говорится: «Система включает пользовательский интерфейс от Aerial Armor, который предоставляет отчеты в реальном времени и сводные исторические отчеты, включая, в большинстве случаев, номера идентификаторов дронов».
Работает ли это?
Еще бы. Вот что говорит Майкл Бодотт из аэропорта:
В марте этого года система InDro обнаружила 1626 полетов в 15-километровой зоне, включая 64 полета, совершенных ночью. Общие показатели значительно выросли по сравнению с январем, так как погода стала теплее, и люди решили взять свои дроны на полет.

Микро-доплеровский
Эта часть решения довольно интересна. Она принадлежит британской фирме QinetiQ; сам продукт называется Obsidian. И работает он довольно здорово: использует миллиметровый волновой радар — 9-12 ГГц. И этот радар специально разработан для обнаружения движения небольших вращающихся пропеллеров дрона, летящего в пределах двух километров от аэропорта. Вот что говорит Пол Романо из QinetiQ:
Наше решение — это продукт десятилетий работы QinetiQ в оборонном секторе и нашего участия в разработке радаров со времен Второй мировой войны. Наиболее серьезные угрозы безопасности, вероятно, представляют не обычные дроны, которые реагируют на электронный опрос. Радар может обнаруживать и отслеживать дроны, которые по какой-либо причине не могут быть обнаружены РЧ или не хотят этого. В конечном итоге, все дело в выявлении всех потенциальных угроз, чтобы можно было предпринять соответствующие действия для обеспечения безопасности самолетов.
Это «Анти-дрон»?
Нет. Думайте об этом скорее как о «про-безопасности». Такова, безусловно, точка зрения NAV CANADA, которая управляет системой гражданской аэронавигации Канады.
«Использование дронов по всей Канаде продолжает значительно расширяться, и NAV CANADA принимает упреждающий подход для обеспечения безопасности нашего неба как для традиционной авиации, так и для новых участников», — говорит Алан Чепмен, директор по управлению воздушным движением RPAS в NAV CANADA. «Мы приветствуем сотрудничество с такими партнерами, как Международный аэропорт Оттавы, поскольку наша отрасль продолжает продвигать инициативы по обеспечению безопасности дронов».
Марк Ларош из аэропорта добавляет, что большинство операторов дронов очень ответственно относятся к своим действиям, но важно иметь такие меры безопасности.
Подавляющее большинство операторов дронов не пытаются нарушить авиационное движение или угрожать самолетам. Но мы должны знать, где они находятся, и если они представляют угрозу, быть готовыми предпринять соответствующие действия, которые мы, как аэропорт, можем предпринять для обеспечения безопасности. То, что мы наблюдаем и сообщаем в Transport Canada, — это очень тревожная тенденция, требующая быстрого реагирования для снижения числа операторов дронов, летающих в запретных зонах.
Подождите, есть еще кое-что!
Ну, вроде того. Мы надеялись увидеть здесь какие-либо указания на то, что эта система сделает для противодействия угрозам со стороны дронов. Будет ли она глушить сигнал? Стрелять лазерными лучами?
Ну, нет. И причина в канадских законах. Перехват такого сигнала равносилен прослушиванию телефонных разговоров; это просто не разрешено без судебного постановления или какой-либо другой юридической процедуры. Но наличие ситуационной осведомленности на расстоянии 15 километров — это *огромное* преимущество для аэропорта, и — судя по количеству уже зарегистрированных полетов — этот проект уже доказывает свою ценность.
О, и еще одна информация: InDro Robotics — очень диверсифицированная компания, занимающаяся дронами, и она вовлечена во все передовые сценарии использования дронов: доставка, картография, безопасность, связь 5G, BVLOS и многое, *гораздо* больше. (Серьезно, трудно уследить за всем, что делает эта компания).
Альфа, Браво, Чарли
Одна из ее дочерних компаний — BravoZuluSecure. Она обладает не только возможностями обнаружения и идентификации, но и технологиями для нейтрализации опасного БПЛА. У компании есть несколько международных клиентов, в том числе в сфере коммерческого судоходства, где пираты используют дроны для удаленной разведки систем обороны судна перед попыткой захвата. Если вас интересуют подобные технологии, свяжитесь с ними здесь.