
Спустя десятилетия историй из Южной Калифорнии, утверждающих, что химические компании регулярно сбрасывали токсичные отходы в воды Тихого океана, группа морских исследователей развернула морские дроны для поиска подтверждающих улик. Они нашли больше, чем ожидали: более 27 000 металлических бочек на дне океана, многие из которых, если не все, изначально были заполнены ДДТ и другими ядовитыми веществами.
Автономные дроны картируют гигантскую океаническую токсичную свалку
Это открытие стало результатом работы Института океанографии Скриппса при Калифорнийском университете в Сан-Диего, который отправил два подводных дрона для картографирования 46 квадратных миль морского дна между островами Санта-Каталина и побережьем Лос-Анджелеса. Во время этой операции в марте прошлого года автономные подводные аппараты (AUV) использовали высокочастотный гидролокатор бокового обзора на глубинах 3000 футов, чтобы раскрыть масштабы токсичной угрозы, которую исследователи хотели увидеть. Они обнаружили более 27 000 металлических бочек — лишь часть из более чем 100 000 объектов, идентифицированных как обломки, без подобного подтверждения, что они являются емкостями для отходов. Во время по крайней мере одного целевого погружения AUV камеры зафиксировали флуоресцентные материалы, вытекающие из разрушающихся контейнеров.
Исследователи поняли, что сообщения о сбросе отходов не только правдивы, но и многократно недооценивали масштабы катастрофической практики.
«К сожалению, бассейн у побережья Лос-Анджелеса был свалкой промышленных отходов в течение нескольких десятилетий, начиная с 1930-х годов», — сказал Эрик Террилл, главный научный сотрудник экспедиции, в отчете Калифорнийского университета в Сан-Диего об экспедиции. «Теперь, когда мы нанесли эту область на карту с очень высоким разрешением, мы надеемся, что данные помогут в разработке стратегий для устранения потенциального воздействия сброса отходов».
В Южной Калифорнии долгое время было общеизвестно, что местные химические компании начали сбрасывать излишки или токсичные отходы — в частности, ДДТ и ПХБ — в Тихий океан еще до Второй мировой войны. Обзор судоходных журналов компаний за годы в некоторых случаях подтверждал заявления о такой практике, которая продолжалась до принятия в 1972 году так называемого Закона о сбросе отходов в океан, запрещающего ее. Однако потребовалось гораздо больше времени, чтобы количественно оценить этот ущерб окружающей среде.
Современные технологии дронов раскрывают масштабы токсичной угрозы
В 2011 и 2013 годах профессор Дэвид Валентайн из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре зафиксировал повышенные уровни ДДТ в донных отложениях в том же районе, который сейчас картировала экспедиция Скриппса. Его выводы совпали с ростом уровня токсинов в местных морских млекопитающих. В работе Валентайна было идентифицировано 60 химических контейнеров. В 2020 году газета *Los Angeles Times* опубликовала громкий репортаж о регулярном сбросе ядовитых веществ в океан, однако даже тогда немногие представляли, насколько масштабным был этот сброс.
«Оглядываясь назад, мы не должны были удивляться», — сказал Террилл. «Но одно дело читать исторические отчеты о том, что на дне моря могут быть десятки, если не сотни тысяч бочек. Другое дело — начать подсчитывать их по акустическим данным бокового обзора».
Возможности AUV и мощное оборудование на борту позволили провести обнаружение и точное картографирование загрязненного морского дна способами, которые ранее были недоступны. Дроны автоматически адаптировались к топографии морского дна, пролетая на постоянном расстоянии 20 метров над ним. Их гидролокатор бокового обзора посылал сигналы на 150 метров в каждую сторону и был откалиброван для обнаружения объектов размером с кофейную чашку.
В результате было получено 100 гигабайт данных, на основе которых была создана точная карта дна, определены размер и форма выброшенных обломков, а также получены некоторые сведения о степени разложения отдельных бочек, заполненных ДДТ. Имея эту точную информацию, раскрывающую, насколько огромна и долговечна человеческая безрассудность, Скриппсовский институт теперь изучит, можно ли будет извлечь токсичные вещества со дна океана и как просочившийся яд перерабатывается океаном и его пищевой цепью.