Почему у DJI нет конвертоплана?

Нет никаких сомнений в том, что DJI занимает львиную долю рынка дронов. Также нет сомнений в том, что ее продукция действительно хорошо собрана и содержит массу первоклассных инженерных решений. Но у нас есть навязчивый вопрос: почему все ее дроны основаны на стандартной конструкции мультироторного типа?

Это как-то забавно. Мы обсуждали эту идею для статьи несколько недель. А затем, вчера, парамедик, который использует дроны в своей работе (и очень хорошо разбирается в них), задал тот же вопрос. В личном сообщении он написал: «Я очень хотел бы, чтобы DJI выпустила аппарат с фиксированным крылом».

И это был тот толчок, который нам был нужен.

Наследие квадрокоптеров

Нет сомнений, что DJI — пионер, который фактически создал индустрию потребительских дронов. Мы помним, как смотрели ранние видео на YouTube с тестами полетных контроллеров и GPS-модулей и были поражены, наблюдая, как инженеры толкают зависшие дроны, после чего аппараты возвращались на исходное место в абсолютно стабильном режиме зависания. Такие продукты, как комплект Flamewheel, а затем Phantom, действительно открыли индустрию. Поверьте нам, было время, когда это было передовым решением:

Реклама — прокрутите дальше, чтобы увидеть больше контента

Site default logo image

Прокладывая путь…

Мы признали огромное влияние, которое DJI оказала на эту отрасль, в материале объемом более 2100 слов о том, как дроны DJI стали фундаментом для индустрии квадрокоптеров. Если вы настроены на более длинное чтение, вы можете найти эту статью здесь.

Бесспорно, продукты DJI прошли долгий путь с тех ранних дней. Компания также создала подразделение Enterprise, предлагая дроны, более подходящие для широкого спектра промышленных, экстренных и сельскохозяйственных применений. У нее широкий ассортимент продуктов Enterprise, которые широко используются промышленными предприятиями, службами экстренного реагирования и многими другими.

Но чего-то не хватает: летательного аппарата с фиксированным крылом и вертикальным взлетом и посадкой.

Почему с фиксированным крылом?

Что ж, можно привести аргументы за и против. С положительной стороны, конструкции с фиксированным крылом более эффективны в полете. Аэродинамический профиль при поступательном движении создает подъемную силу. Это означает, что вы можете летать на большие расстояния и, как правило, на более высоких скоростях, чем стандартный квадрокоптер или его вариации. Учитывая, что полеты за пределами прямой видимости однажды станут обычным делом, как только система управления воздушным движением беспилотных летательных аппаратов будет налажена, кажется, что конвертопланы с фиксированным крылом будут предпочтительным выбором для многих применений.

Хотите контролировать нефтепровод или другой протяженный инфраструктурный объект? Фиксированное крыло, вероятно, лучший вариант, исходя только из дальности полета. Необходимо составить карту очень большой территории? Фиксированное крыло. И все же… конвертоплана с фиксированным крылом, по крайней мере пока, от DJI нет.

Парамедик

Помните, как мы упомянули, что получили толчок от нашего контакта? Его зовут Скотт МакЛеод. Он канадский парамедик и пожарный, базирующийся в районе Оттавы. Он использует дроны в своей работе, а также участвовал в инновационных испытаниях, таких как доставка автоматических наружных дефибрилляторов с помощью дронов (мы познакомились во время одного из таких испытаний). Вот почему он считает, что конвертоплан с фиксированным крылом был бы преимуществом:

Несмотря на преимущества мультироторных аппаратов для служб экстренного реагирования, ограничения, связанные с текущими проблемами плотности мощности, означают, что продолжительность полета может снижать возможности реагирования, особенно при длительных операциях или поисковых ситуациях.

Он продолжает:

Конвертопланы с изменяемым углом наклона ротора или фиксированным крылом предлагают лучшее из обоих миров, обеспечивая большую гибкость миссии. Хотя аппараты физически крупнее, время полета, дальность и скорость увеличиваются. В зависимости от конструкции, существует также потенциал для большей избыточности критически важных систем для безопасности. (Например, возможность летать в режиме самолета с меньшим количеством двигателей или сохранять управление поверхностями в случае отказа тяговых систем и т. д.)

Звучит логично. Что подводит нас к вопросу:

Почему нет?

Мы говорили об этом с источниками в индустрии, и слухи говорят, что DJI действительно рассматривала эту концепцию несколько лет назад. Фактически, считается, что полетные контроллеры компании способны управлять самолетом с фиксированным крылом, включая переход между вертикальным и горизонтальным полетом. Мы также наблюдаем растущее число конвертопланов с фиксированным крылом на рынке, которые очень хорошо подходят для определенных применений.

Site default logo image

Как нам сообщили около года назад, у DJI было около 14 000 сотрудников. Считается, что более половины из них — инженеры. Подумайте об этом на секунду: *тысячи* высококвалифицированных инженеров в вашем распоряжении. Почему бы не привлечь горстку из них и не поручить им создание конвертоплана с фиксированным крылом?

Это было

Мы общались с несколькими источниками за пределами DJI, и, похоже, компания действительно провела некоторые эксперименты с конвертопланом с фиксированным крылом — вплоть до производства и тестирования прототипа. Он был основан на модульной конструкции полезной нагрузки, что имеет идеальный смысл для такого рода работы. Фактически, в 2017 году разрабатывалась и тестировалась версия с конфигурацией 4 + 1, что означает четыре двигателя для подъема и, в данном случае, один толкающий пропеллер для поступательной тяги. В начале 2018 года в Интернете появилось это фото, предположительно показывающее прототип:

Site default logo image

Вскоре после появления этого изображения (и оно было опубликовано в то время на этом сайте), DJI заявила, что это не продукт DJI:

Дрон, который вы показываете, не является официальным продуктом DJI, но, похоже, был собран сторонним разработчиком с использованием компонентов DJI. Наши системы управления полетом и связи широко признаны лучшими в отрасли, и мы рады, что инноваторы дронов полагаются на наши компоненты для разработки новых и интересных идей продуктов.

Возможно, в зависимости от того, как вы интерпретируете приведенные выше слова, это действительно мог быть *неофициальный* продукт DJI. Два других изображения, циркулировавшие в то время, помещают его в место с другими продуктами DJI на заднем плане: Вы можете четко видеть их первую версию DJI Goggles на заднем плане, а также Mavic Pro. На второй фотографии видны культовые ножки Phantom в правом верхнем углу.

Site default logo image
Site default logo image

Но на самом деле не так уж важно, был ли это настоящий аппарат или нет. Мы можем сообщить, что прототип конвертоплана с фиксированным крылом действительно был создан где-то в DJI. Это факт.

Он никуда не поехал

Нам сказали, что у прототипа также были некоторые проблемы, в том числе неоптимально спроектированные крылья. Но была и другая, гораздо более серьезная проблема, по крайней мере, с точки зрения компании: в то время полеты за пределами прямой видимости были очень редкими.

Поэтому проект был отложен.

Рынок

Но все же… почему бы не диверсифицироваться?

Часть ответа, вероятно, кроется в модели DJI: все, что она делает, все, что производит, делается в больших масштабах. Когда DJI задумывает, разрабатывает и производит продукт, она делает это с прогнозом, что продаст его очень много (и, хотя мы не имеем доступа к цифрам, она, вероятно, так и делает). И, конечно, еще в 2018 году спрос, вероятно, не был таким, чтобы DJI оправдала запуск модели с фиксированным крылом.

Мы связались с Дэвидом Беновицем из DroneAnalyst, чтобы узнать его мнение. Он говорит, что даже сейчас спрос на рынке конвертопланов с фиксированным крылом может не соответствовать общей стратегии и бизнес-модели DJI:

Хотя полеты за пределами прямой видимости (BVLOS) и более крупные планерные конструкции для их размещения являются растущей тенденцией в отрасли, они не являются явным выигрышем для такой компании, как DJI. DJI заняла лидирующую позицию, производя стандартизированные продукты в масштабе. Рынок дронов BVLOS сегодня просто недостаточно велик, чтобы соответствовать их производственной модели, в то время как они пытаются увеличить производство других новых бизнес-подразделений, таких как LIDAR-сенсоры и автомобильные компоненты.

Фактически, он говорит, что данные, собранные DroneAnalyst по Parrot (которой принадлежит senseFly, производитель картографического и геодезического дрона с фиксированным крылом eBee), указывают на стагнацию продаж. Посмотрите на серые сегменты на этой гистограмме:

Site default logo image

Стоит отметить, что eBee — это чисто аппарат с фиксированным крылом, а не гибрид VTOL. Но это, тем не менее, показатель того, что рынок аппаратов с фиксированным крылом, возможно, еще не готов к выходу на передовые позиции.

Ресурсы

Без сомнения, по сравнению с любым другим производителем дронов, DJI обладает ресурсами, чтобы привлечь несколько сотен инженеров и просто поручить им задачу разработки такого продукта. И Ромео Дюршер, вице-президент по общественной безопасности в Auterion, говорит, что DJI действительно легко могла бы это сделать.

Он должен знать; Дюршер провел шесть лет на высокопоставленных должностях в DJI, последняя из которых — старший директор по интеграции общественной безопасности. Он был тесно вовлечен в разработку некоторых продуктов DJI Enterprise, с особым интересом к функциям и возможностям, которые были бы полезны службам экстренного реагирования.

«У DJI есть большая и очень талантливая команда инженеров программного и аппаратного обеспечения», — говорит Дюршер. «Это дело в цифрах. Когда вы можете выделить пару сотен человек на решение проблемы, вы можете достичь отличного результата за очень короткое время. А у DJI также есть производственные мощности, что является важным преимуществом».

Препятствия на пути

Несмотря на то, что DJI остается бесспорным лидером рынка, она несколько утратила свой блеск из-за включения в Список организаций Министерства торговли США — предположительно, за нарушения прав человека (хотя характер предполагаемых нарушений так и не был четко определен). Также наблюдается тенденция «Америка прежде всего» в США, и мы определенно видели это в мире дронов.

Решение компании о прямой продаже продуктов Enterprise клиентам ранее в этом году — вместо использования существующей дистрибьюторской сети (подобно тому, как Apple продает напрямую, но также имеет авторизованных дилеров) — побудило некоторых дилеров Enterprise диверсифицировать свои продуктовые линейки. Многие из этих дилеров Enterprise также предлагают конвертопланы с фиксированным крылом.

Внутренние перестановки

За последний год также произошла внутренняя реструктуризация: некоторых сотрудников уволили, а другие решили уйти.

«Все это привело к тому, что DJI потеряла чрезвычайно важных сотрудников, людей, обладающих знаниями и пониманием потребностей конечных пользователей», — говорит Дюршер.

«И это в конечном итоге вредит DJI. Просто собрать дрон и выпустить его на рынок недостаточно для Enterprise. Важно понимать потребности различных вертикалей и сценариев использования и создавать хорошо интегрированное решение. Это их самый большой недостаток сейчас».

Тем не менее…

Несмотря на потерю некоторой доли рынка в последние годы, нет сомнений, что DJI остается бесспорным лидером в сфере беспилотных летательных аппаратов. Но также нет сомнений, что у корпоративных клиентов постоянно расширяется выбор дронов, включая конвертопланы с фиксированным крылом.

Да, еще предстоит преодолеть некоторые препятствия, связанные с управлением воздушным движением беспилотных летательных аппаратов (UTM), чтобы гарантировать, что пилотируемые и беспилотные летательные аппараты могут безопасно делить одно и то же воздушное пространство с минимальным риском. Но, по крайней мере, в Северной Америке разрешения FAA и сертификаты специальных летных операций в Канаде для полетов BVLOS становятся все более обычным явлением. Поскольку небо открывается для более длительных миссий БПЛА, будет расти и спрос на конвертопланы с фиксированным крылом, способные выполнять дальние полеты.

Будет ли DJI снова pursuing this avenue? Мы подозреваем, что да, если такие разработки уже не ведутся. Когда это произойдет, мы не сомневаемся, что продукты будут очень хорошими. Но таковыми являются и некоторые другие предложения, уже имеющиеся на рынке. А это, в конечном итоге, означает больше выбора для покупателя. Как говорит Дюршер:

Другие компании выводят на рынок очень надежные корпоративные видения и решения. (Это) захватывающие времена для конечных пользователей, они получают больше выбора и больше гибкости – именно то, что нужно. Ни одна *единственная* компания не может сделать это в одиночку; истинный экосистемный подход — единственный путь к успеху.

Взгляд DroneDJ

Конкуренция — это хорошо. Она приводит к более широкому выбору продуктов и функций, более конкурентоспособным ценам и нестандартному мышлению.

И хотя мы не можем предсказать будущий спрос на конвертопланы с фиксированным крылом, мы можем с уверенностью сказать, что он будет расти. Новые продукты от новых компаний в этом секторе выпускаются ускоренными темпами. И как только небо откроется для регулярных полетов BVLOS, этот темп только ускорится.

Те, кто сейчас находится в пространстве конвертопланов с фиксированным крылом, возможно, имеют преимущество: их продукты становятся известны потенциальным клиентам — а также регуляторам, выдающим разрешения BVLOS. Более того, у них просто есть *предложение*, доступное для тех, кто его хочет (и не все миссии с фиксированным крылом должны быть BVLOS).

Войдет ли DJI в этот сегмент сектора? На наш взгляд, это лишь вопрос времени. И когда это время придет, можете быть уверены, DJI выделит любые необходимые ресурсы.