
Мир дронов меняется – и быстро. И эти изменения, особенно касающиеся автономии и автоматизации, несомненно, повлияют на многих коммерческих пилотов по всему миру – особенно на тех, кто работает в корпоративном секторе.
Всегда будет потребность в квалифицированных пилотах дронов, соответствующих требованиям Part 107 (или эквивалентным, в зависимости от страны). И это прекрасно, поскольку, по данным FAA, по состоянию на 21 июня 2021 года в США было 233 569 пилотов с удостоверениями. Однако, в зависимости от типов выполняемых вами работ, характер этой деятельности изменится в ближайшие годы. Автоматизация означает, что автономные дроны будут выполнять свою работу самостоятельно, а пилот будет просто наблюдать за монитором.
Этот сдвиг грядет, и вам стоит держать его на радаре.
Операторы малых дронов
Возможности дронов в сочетании со страстью людей к полетам (и, черт возьми, дроны действительно крутые) побудили многих людей выбрать карьеру пилота дронов. Некоторые управляют небольшими компаниями, предлагающими услуги по съемке недвижимости, некоторые специализируются на пилотировании CineWhoop для корпоративных клиентов, а другие работают в компаниях, связанных с корпоративным сектором.

Последнее означает выполнение инспекций, сканирование зданий и оборудования, выполнение объемных расчетов и многое другое. Этот тип работы требует большего мастерства и более глубокого знакомства с (как правило) сторонним программным обеспечением. Планирование миссий, обработка данных, использование LiDAR-сенсоров и т.д. требует более глубоких технических знаний, чем просто съемка фотографий или видео с воздуха (хотя, конечно, некоторые люди очень хорошо владеют этим, включая пост-продакшн).
Но перемены уже назревают. И эти перемены сотрясут основы работы корпоративных операторов дронов.
Эра автоматизации
Многие корпоративные пилоты уже знакомы и используют некоторые из многочисленных предложений по планированию миссий, управлению парком и фотограмметрии. Такое программное обеспечение берет на себя множество задач в фоновом режиме. И многие рутинные инспекции в наши дни – особенно если вы отслеживаете активы или проекты с течением времени – выполняются с использованием программного обеспечения для планирования миссий. Это означает, что пилот вводит траекторию полета и другие параметры, а затем просто позволяет дрону выполнять работу.
За редкими исключениями, пилот все еще в некоторой степени вовлечен. Они проводят предполётную проверку по своему списку, осматривают аппарат, убеждаются, что погодные условия подходят, и проверяют наличие временных ограничений на полеты, которые могут действовать. Затем они запускают дрон и следят за миссией и окружающим воздушным пространством. Так что они все еще заняты, даже если не держат стики во время миссии.
Так обстоят дела сейчас на многих предприятиях. Будущее? Ну, оно станет намного более автоматизированным.
ИИ и автономия
Как мы видели на примере таких компаний, как Skydio, Percepto, American Robotics и других, существует большое стремление к автоматизированным, автономным полетам. Машинное зрение, машинное обучение и другие части пакета ИИ уже присутствуют в некоторых дронах. А в случае вышеупомянутых компаний это является ключевой частью их бизнес-модели и ценностного предложения: полеты, которые происходят автоматически, с запуском дрона со станции подзарядки, которая может быть закрыта от внешних воздействий, когда дрон не в полете. Непрерывный мониторинг и инспекция, без прикосновения к дрону, кроме плановых проверок технического обслуживания.

Автоматизированные полеты дронов без вмешательства человека
Вы понимаете, к чему мы клоним, верно? Вот тизер-видео, которое Skydio выпустила почти два года назад, показывающее, как работает док-система. Вы заметите кое-что здесь: в кадре нет пилота дрона:
Пилоты дронов по-прежнему будут нужны – даже с автоматизацией
Но в автоматизированном, автономном будущем с использованием доков они, вероятно, будут находиться где-то в здании – возможно, даже на другом конце страны, просто наблюдая за программным обеспечением. Полеты и сбор данных будут происходить автоматически. А некоторые из этих пилотов могут контролировать флотилии дронов, работающих одновременно, выступая скорее в роли смотрителя на случай, если система зафиксирует аномалию, требующую вмешательства человека.
Как Skydio пишет в описании к вышеуказанному видео:
Концепция «дрона в коробке» давно обещала полностью автоматизированный сбор данных для бесчисленных корпоративных приложений, от повторного картирования строительных площадок до патрулирования безопасных зон, до поддержания дронов в готовности в качестве первых ответчиков в чрезвычайных ситуациях. Однако ничто не приблизилось к выполнению этих обещаний. Существующие решения чрезвычайно сложны, дороги и непрактичны. И, помимо всего этого, если вам нужны непрерывные операции, не требующие участия пилота, вам нужен дрон, достаточно умный, чтобы летать самостоятельно.
Обратите пристальное внимание на последнее предложение: «…если вам нужны непрерывные операции, не требующие участия пилота, вам нужен дрон, достаточно умный, чтобы летать самостоятельно».
Взгляд DroneDJ
Конечно, всегда будет потребность в квалифицированных пилотах дронов, которые понимают правила. Но когда дело доходит до корпоративной стороны, мы полностью ожидаем, что все больше и больше операций будут полностью автоматизированными и автономными, независимо от того, идет ли речь об операциях в пределах прямой видимости (Visual Line of Sight) или о более длительных миссиях, требующих полетов за пределы прямой видимости (Beyond Visual Line of sight).
В ZipLine один оператор мог контролировать четыре дрона в 2016 году. Сейчас тот же оператор способен контролировать до 24 дронов одновременно. Не так давно подобная операция в пределах прямой видимости теоретически потребовала бы 24 пилота – даже если бы они просто наблюдали за программным обеспечением планирования миссий, а не управляли полетом вручную.
Суть в том, что по мере масштабирования операций корпоративными компаниями, большее количество дронов не обязательно приведет к увеличению спроса на пилотов. Скорее всего, один или два квалифицированных пилота будут контролировать систему, способную одновременно запускать и отслеживать множество дронов.

Если вы работаете в корпоративном мире, возможно, для вас ничего из этого нового. Но если вы только начинаете и смотрите на промышленные или логистические секторы, стоит следить за этим. Потому что скоро пилоты, по крайней мере, во многих рутинных миссиях, будут просто наблюдать за монитором.
Не поймите нас неправильно; вакансии пилотов дронов все еще будут. Но, по крайней мере, в корпоративном секторе, эти рабочие места станут значительно отличаться от сегодняшних.