
Airbus объявил, что его высотный платформенный беспилотник (HAPS) Zephyr, работающий на солнечной энергии, успешно завершил серию летних испытаний в Аризоне, включая, по описанию европейского авиационного консорциума, рекордные 36 дней полета, распределенных на двухдневную миссию.
Испытания проводились на высотах от низких до стратосферных; на последней высоте одна миссия, по данным Airbus, установила новый мировой рекорд в 76 100 футов для категории солнечных беспилотников HAPS Zephyr. Серия из шести полетов, включая два в стратосфере, была направлена не только на проверку выносливости аппарата, но и на тестирование ряда бортовых приложений.
Основным из них была система полезной нагрузки «Optical Advanced Earth Observation system for Zephyr», предназначенная для обеспечения пользователей мгновенной, непрерывной и улучшенной ситуационной осведомленности. Airbus сообщил, что испытания были разработаны для демонстрации полезности самолета потенциальным деловым, правительственным и оборонным клиентам во время полетов далеко над ограниченными воздушными пространствами и в пространствах, совместно используемых с коммерческим воздушным движением.
Airbus сообщил, что два стратосферных полета длились по 18 дней каждый, или более 36 дней в общей сложности – новый рекорд. Это увеличило предыдущее время работы Zephyr в стратосфере с 887 до 2 435 часов. По словам компании, это ознаменовало значительный прогресс для ее самолетного беспилотника HAPS с солнечной энергией и стремление вскоре сделать длительные стратосферные миссии рутинной реальностью для клиентов.
«Достоверная и проверенная сверхнастойчивость, стратосферная маневренность и интероперабельность полезной нагрузки подчеркивают, почему Zephyr является лидером в своем секторе», — заявила глава подразделения беспилотных авиационных систем Airbus Яна Розенманн. «Это экологичное, работающее на солнечной энергии решение для разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR) и расширения сети, которое может обеспечить жизненно важную будущую связь и наблюдение за Землей там, где это необходимо».
Имея размах крыла 25 метров, общий вес 75 кг и комплекты основных и вторичных аккумуляторов, работающих на солнечной энергии, которые чередуются, когда солнце больше не присутствует, Zephyr не требует дополнительного топлива и может оставаться в воздухе месяцами. Airbus утверждает, что после сертификации и ввода в эксплуатацию беспилотник HAPS на солнечной энергии предоставит новые возможности для наблюдения, зондирования и связи коммерческим и военным клиентам — и все это со 100% нулевыми выбросами углерода.
Компания считает, что аппарат и его бортовые технологии могут революционизировать управление стихийными бедствиями, в том числе наблюдение за распространением лесных пожаров и разливов нефти. Он также сможет обеспечивать постоянное, неограниченное наблюдение и мониторинг меняющегося экологического ландшафта мира. Кроме того, он сможет устанавливать и предлагать надежные каналы связи для самых необеспеченных связью частей мира.
«Работая с Airbus и командой Zephyr во время летной кампании 2021 года, был достигнут значительный прогресс в демонстрации HAPS как возможном решении», — сказал Джеймс Гэвин, глава отдела закупок Министерства обороны Великобритании, чьи подрядчики изначально произвели Zephyr. «Мероприятия этого лета представляют собой важный шаг на пути к операционализации стратосферы».