
Успех новой кампании на основе спутниковых данных по выявлению французских домовладельцев, уклоняющихся от налогов путем несообщения об улучшениях собственности, определит, будет ли до сих пор прочный запрет на использование низколетящих дронов для наблюдения за делами частных лиц добавлен к этому набору инструментов для слежки. Это потенциально взрывоопасная возможность в стране, где приоритет защиты частной жизни стоит на втором месте после уклонения от налоговых органов.
В этом месяце началась операция foncier innovant (примерно «инновационная недвижимость») — усилия ряда французских налоговых и фискальных органов по выявлению и наказанию лиц, не сообщивших о налогооблагаемых улучшениях собственности. К ним могут относиться бассейны, пристройки к домам, гаражи или — для тех, кто достаточно богат — теннисные корты и вертолетные площадки. Поскольку это Франция, даже скромные садовые сараи и веранды, построенные своими руками, облагаются строгим налогом. Однако многие нет — они остаются незадекларированными.
В ответ чиновники поднялись в небо, чтобы использовать текущие и прошлые спутниковые снимки, обрабатываемые программным обеспечением на основе искусственного интеллекта, для выявления недавних построек и отметки улучшений, о которых не было должным образом сообщено. Кампания начинается в девяти из 94 континентальных департаментов Франции после того, как предыдущее испытание в одном из них выявило 3000 неучтенных бассейнов всего за несколько недель.
Такая степень вторжения — и подразумеваемое недоверие, мотивирующее его — вероятно, вызовет возмущение у значительной части французского общества (слухи об этом усилии только начали распространяться). Этот шум должен стать громче — и приобрести острый оттенок саркастических встречных обвинений — с учетом того, что французские власти объединились в этом усилии с облачным подразделением Google. Компания уже давно является одной из крупнейших целей французских обвинений и судебных дел против уклоняющихся от налогов компаний GAFA.
Что Франция ненавидит больше: уклонистов от налогов или вторгающихся в частную жизнь дронов?
Но подождите, пока не поднимется настоящая буря, если власти предпримут следующий шаг и обойдут строго соблюдаемые законы, запрещающие дронам с камерами пролетать над частной собственностью или людьми — сам акт чего считается вопиющим нарушением индивидуальной частной жизни. И использование аппаратов для заглядывания за заборы и живые изгороди домовладельцев в поисках доказательств скрытых улучшений собственности (и любой другой скрытой частной деятельности, которая может быть видна) будет именно таким — ее благородная цель заставить всех платить свою справедливую долю представляет собой оскорбление для французского духа.
Действительно, действующие законы предусматривают максимальные штрафы для любого, кто совершает подобные полеты, в виде тюремного заключения до года и штрафов в размере 52 000 долларов за «вторжение в индивидуальную частную жизнь». Пилоты, которых полиция застает за навигацией дронов по паркам, пляжам или на открытых мероприятиях (в зонах, где полеты дронов разрешены, что часто требует усилий для поиска), регулярно допрашиваются о том, получили ли они необходимое разрешение от кого-либо внизу, кто попадает в объектив камеры (и им говорят прекратить полет, если нет).
Даже слово «дрон» долгое время избегалось как слишком «английское» в официальных текстах, которые до того, как подстроиться под современные реалии, обычно ссылались на aéroneufs. Аппаратам пришлось найти осторожный и часто окольный путь во французское общество.
Вероятно, поэтому, даже по мере того, как операция foncier innovant расширяет свой воздушный обзор по всей Франции, потребуется гораздо больше времени — и придется преодолеть оглушительный протест — прежде чем дроны смогут присоединиться к усилиям по борьбе с уклонистами от налога на недвижимость. А пока французские налоговые органы могут завидовать своим коллегам в Швейцарии, Испании, Аргентине и других странах, которые регулярно используют аппараты над домами в самых фешенебельных районах, которые они могут найти, и свободно записывают любые доказательства наслаждающихся улучшениями владельцев, не платящих свои взносы.