Дрон чуть не столкнулся с пассажирским самолетом, пилот которому пришлось «увернуться»

Британская комиссия по авиационным инцидентам выпустила официальное заключение о почти произошедшем столкновении пассажирского самолета, готовящегося к посадке, с дроном. Инцидент был настолько серьезным, что пилот инстинктивно пригнулся под лобовым стеклом кабины, опасаясь, что оно будет разбито от удара. Неудивительно, что этот опасный случай был оценен как Категория A – самый высокий уровень риска столкновения.

Отчет был опубликован британским Airprox Board, который занимается расследованием инцидентов «близкого пролета» между различными летательными аппаратами. Недавнее заключение о почти столкновении касается рейса Boeing 737 из Фару (Португалия) 28 августа, когда самолет готовился к посадке в аэропорту Лидс-Брэдфорд со 189 пассажирами на борту. Согласно отчету, самолет, предположительно принадлежавший бюджетной британской авиакомпании Jet2, находился на высоте «примерно 300-500 футов… (и был) полностью настроен и готов к посадке», когда из ниоткуда появился дрон. Напуганный пилот инстинктивно пригнулся к органам управления, чтобы избежать неизбежного, казалось бы, столкновения с квадрокоптером.

К счастью, столкновения не произошло.

Как и почему это произошло, остается загадкой, поскольку этот инцидент, как сообщается, стал одним из самых близких столкновений между пассажирским самолетом и дроном в Великобритании. Отчет Airprox Board оценивает, что Boeing 737 приблизился к БПЛА на расстояние всего 10 футов, приближаясь к посадке со скоростью около 200 миль в час.

Advertisement — scroll for more content

«Пилот, управлявший самолетом, от неожиданности пригнулся и отвел голову от окна кабины, поскольку думал, что он (дрон) влетит в окно», — говорится в отчете. В нем также добавлено, что возникшая в кабине паника сделала самолет «нестабильным», и экипажу пришлось снова подняться на высоту 4000 футов, чтобы предпринять еще одну попытку посадки.

«(Авиадиспетчер) направил их для второй попытки посадки, которая была успешной», — говорится в отчете. «Инженеры встретили самолет на стоянке, и, как полагают, никаких повреждений самолета обнаружено не было».

В отчете описан инцидент с дроном, как «существовал явный риск столкновения». Объяснение того, почему того, что инстинкты пилота явно интерпретировали как неизбежное столкновение, так и не произошло, было примером знаменитой британской сдержанности.

 «Провидение», — сказано в отчете, — «сыграло главную роль». 

Возможно, пилот дрона каким-то образом вывел аппарат с курса столкновения с пассажирским самолетом, насколько бы невероятным это ни казалось. Тем не менее, даже если это так, это едва ли снимает ответственность с оператора за ситуацию с почти столкновением: положение БПЛА явно нарушало запрет на полеты в запретной зоне радиусом 5 км вокруг всех аэропортов Великобритании, и в данном случае дрон находился непосредственно в коридорах приближающихся самолетов.

К счастью для пилота, капитан Boeing не разглядел квадрокоптер достаточно хорошо, чтобы предоставить какую-либо информацию о производителе или модели, а авиадиспетчер не смог зафиксировать его на радаре или определить местоположение пилота на земле. Это означает, что, если нарушитель не попытает счастья снова, он или она избежит максимальных наказаний — пяти лет тюрьмы и штрафа в размере 6 707 долларов за создание угрозы для коммерческого авиалайнера.