Изображения дронов-оружия несут риски для репутации производителей

Говорят, что в бизнесе не бывает плохой рекламы, но твит, показывающий, как дрон DJI, по-видимому, вооружен для сброса гранаты на цели, должен быть нежелательным исключением.

В выходные твит был загружен Джаспером Элленсом, известным мастером в мире дронов по сбору — и распространению — информации, которую ее владельцы предпочли бы держать в тайне. В данном случае его пост содержит фотографию человека в камуфляжной форме в пустынной местности, держащего, как представляется, DJI Mavic 2 Pro. Сфотографированный с задней частью вперед, частично поврежденный БПЛА оснащен механизмом переноса и сброса, все еще удерживающим неразорвавшуюся гранатную боевую часть.

«По крайней мере, он не сработал, когда его сбили», — отмечает Элленс. «Дети, не пытайтесь это дома».

В ответ на этот твит другой уважаемый деятель в области дронов и технологий, Игорь Богданов, пишет: «Джаспер, вот как это выглядит вживую». К этому прилагается видео с дрона, сбрасывающего взрывные устройства на комбатантов в гражданской войне в Украине, когда они разбегаются, спасаясь от падающих бомб. Немного позже Богданов добавляет по-русски, ссылаясь на оригинальную фотографию: «Любимая игрушка хуситов» — предположительно, поддерживаемое Ираном шиитское ополчение, ведущее смертельную войну с коалицией во главе с Саудовской Аравией за контроль над Йеменом.

Реклама — прокрутите дальше, чтобы увидеть больше контента

Хуситы известны тем, что используют потребительские дроны-оружие в своем противостоянии с более богатыми и хорошо вооруженными противниками. Но так же поступают и экстремисты в Ираке — которые в этом месяце предприняли попытку покушения на премьер-министра страны с помощью БПЛА, оснащенного взрывчаткой — не говоря уже о вооруженных группах в Афганистане и Украине. Фактически, возросло использование легкодоступных и недорогих развлекательных БПЛА для смертоносного применения среди боевых групп, настолько давно, что еще в 2017 году DJI, как сообщается, обновила приложение Go Fly, чтобы предотвратить полет своих аппаратов над частями Сирии и Ирака под контролем джихадистов. Даже мексиканские картели переделывают дроны для нападений на полицию и конкурирующие банды.

Так почему же новая фотография в твите этих выходных представляет какую-то проблему для DJI?

Это не так, или, по крайней мере, не должно быть так в прямом или конкретном смысле. DJI не может контролировать, кто покупает или как покупатели используют их товары, точно так же, как автопроизводитель не может контролировать, когда неизвестный водитель решает использовать автомобиль, чтобы намеренно сбить пешеходов — еще одно, к сожалению, растущее явление. Расстояние между производителем, конечным пользователем и злым умыслом слишком велико, чтобы можно было установить какую-либо достоверную связь или существовала какая-либо ответственность производителя. Это тот момент, который DJI подчеркнул в ответ на вопросы об этом твите выходных.

«DJI производит наши продукты исключительно в мирных целях, и мы абсолютно осуждаем любое использование наших продуктов для причинения вреда где бы то ни было в мире», — говорит представитель компании Адам Лизберг. «Мы не знаем, что изображено на этой фотографии, где и когда она была создана. Как и производители автомобилей, компьютеров и мобильных телефонов, DJI не может контролировать, как используются наши продукты, но подавляющее большинство пользователей дронов по всему миру летают безопасно и ответственно».

Между тем, учитывая его статус ведущего производителя и продавца превосходных, передовых дронов, есть некоторая логика в том, что аппараты DJI также будут пропорционально представлены в парках незаконно вооруженных летательных аппаратов. Плохие парни просто следуют той же логике мощности, эффективности и ценности при выполнении своей смертоносной работы, что и безобидные операторы.

Однако огромный разрыв между производителем и неизвестным, склонным к насилию пользователем не предотвращает того, что популярно называют «плохой оптикой» — потенциальной проблемой, когда люди видят такие фотографии, как в твите этих выходных. Снимок дрона, свисающего с того, что должно было быть смертоносным грузом — с видимым логотипом компании на задней части аппарата — создает риск смешения; того, что одно изображение станет стандартным ориентиром для общественности, когда они читают или слышат о растущей вооруженности потребительских БПЛА в различных местах и конфликтах.

Это не точная, оправданная или справедливая реакция. Однако одна лишь возможность того, что один из их аппаратов станет «лицом» военизированных развлекательных дронов в общественном сознании, должна вызывать страх у всех крупных производителей, когда детали, фотографии или видео попадают в новости или социальные сети. Это одно из распространяющихся явлений, с которым ни одна компания не хочет ассоциироваться.

Потенциальный ущерб репутации таким образом, возможно, еще сложнее для DJI, тем более что компания переживает recurrent broadsides от американских политиков и конкурентов, утверждающих, что ее дроны представляют риски безопасности данных для государственных, деловых и частных пользователей. Компания выдержала более года этих атак в относительно прочном положении, а затем ей удалось заглушить их своим долгожданным и, по-видимому, успешным запуском нового Mavic 3 Pro в этом месяце.

Последнее, что ей нужно прямо сейчас, — это чтобы возникший ажиотаж был убит фотографиями более ранней версии этой модели, циркулирующими в сети и потенциально создающими темные ассоциации, которых она не заслужила, с темными силами, находящимися вне чьего-либо контроля.