Британские эксперты предупреждают: запоздалая система сертификации после Brexit может дорого обойтись сектору дронов

Великобритания активно развивает новые операции и услуги с использованием БПЛА как ключевой драйвер инноваций и экономической активности. Однако бизнес-лидеры предупреждают, что нерешенные вопросы сертификации после Brexit могут серьезно помешать Великобритании именно тогда, когда будущее, основанное на дронах, готовится к взлету.

Подавляющее большинство руководителей и отраслевых организаций Великобритании выступали против Brexit, считая, что он создаст такие торговые, административные и транспортные проблемы, которые действительно преследуют Великобританию с момента ее выхода из Европейского Союза. Но сейчас специалисты предупреждают, что эти проблемы могут быть еще хуже для компаний, работающих в сфере дронов, и тех, кто от них зависит, если Великобритания к следующему году не найдет замену правилам аккредитации для различных продуктов.

До Brexit товары, продаваемые в Великобритании, нуждались в европейской сертификации CE (European Conformity), которая присваивается продуктам, соответствующим требованиям блока по здоровью, безопасности, производительности и экологическим нормам. Однако за последний год национальным референсом Великобритании стало одобрение UKCA (UK Conformity Assessed), которое — как переходный этап — обычно распространялось на товары, имевшие статус CE.

1 января 2023 года, напротив, Великобритания должна будет иметь постоянный набор критериев и процесс утверждения для товаров, разрешенных на национальном рынке, — и такой, который будет беспрепятственно взаимодействовать с другими международными администрациями по аккредитации. По мнению бизнес-лидеров, неспособность сделать это не только вызовет хаос для новых и ранее одобренных продуктов, ищущих доступа в Великобританию, но и создаст полный беспорядок для британских компаний, нуждающихся в повторной аккредитации своих экспортных товаров в ЕС и другие страны.

Реклама — прокрутите, чтобы увидеть больше контента

Как говорит генеральный директор консалтинговой компании Drone Major Group Роберт Гарбетт, перспектива этого будет особенно опасной для предприятий в секторе БПЛА.

«Крайне важно, чтобы Великобритания заняла четкий, целенаправленный и последовательный подход к разработке аккредитации CA, что окажет значительное влияние на авиационную отрасль и отрасль дронов», — заявил Гарбетт, призывая парламент принять активную позицию по этому вопросу, когда он будет рассмотрен в конце этого месяца. «В настоящее время в Великобритании нет системы сертификации авиационных материалов (или) дронов, и поскольку вся сертификация CE больше недействительна, фирмам придется вернуться к поставщикам услуг сертификации ЕС для повторной сертификации, что повлечет за собой большие расходы как финансово, так и к их ущербу… Мы теперь сталкиваемся с потенциальной угрозой «обрыва», которая требует срочного внимания».

Хотя экономические и торговые потрясения такого сценария затронут большинство категорий продуктов и бизнесов, Гарбетт говорит, что ставки для дронов и компаний, которые будут на них полагаться, особенно высоки при запоздалой или несовершенной системе аккредитации после Brexit.

Использование аппаратов для различных видов доставки, инспекции инфраструктуры, картографирования и многого другого уже стремительно расширяется. Но поскольку такие услуги, как воздушные такси и другие продвинутые операции по обеспечению воздушной мобильности появятся уже через два года, Гарбетт говорит, что неспособность своевременно создать структуру сертификации после Brexit может оставить британский сектор дронов в упадке, когда одно из самых перспективных транспортных направлений будущего набирает обороты.

«(Как) оно есть сейчас, создать схему сертификации с аккредитацией Соединенного Королевства к декабрю 2022 года будет очень сложно, если нынешний темп не ускорится», — утверждает он. «Выход Великобритании из сертификации CE после Brexit создал для Великобритании возможность разработать приемлемое средство соответствия в соответствии с развивающимися международными стандартами… Мы должны сделать это правильно, чтобы использовать одну из крупнейших возможностей роста Великобритании в технологии, где, если мы будем действовать быстро, мы сможем лидировать в мире».