
Шотландия может похвастаться одними из самых великолепных и диких природных ландшафтов на планете, но в то же время они одни из самых легких для заблудившихся или попавших в беду посетителей. Именно эти риски заставляют шотландские группы горного спасения все чаще обращаться к дронам, чтобы находить заблудившихся альпинистов и быстрее вытаскивать их из беды с помощью воздушного обзора.
Хотя Бен-Невис является самой высокой и самой известной горой в Шотландии (и, на высоте 4413 футов, самой высокой в Великобритании), в стране насчитывается более 280 пиков высотой более 3000 футов, большинство из которых по-прежнему остаются захватывающе нетронутыми. Но эти удаленные и труднодоступные места могут стать ловушкой для бесчисленных людей, которые поднимаются на них каждый год, и когда это происходит, на помощь приходят шотландские группы горного спасения из числа добровольцев. Но поскольку время имеет решающее значение при реагировании на чрезвычайные ситуации в горах, организации, возглавляющие эти усилия, все чаще обращаются к дронам, чтобы находить пропавших альпинистов и, при необходимости, определять самые безопасные и быстрые способы вызволения их из опасных ситуаций.
Возглавляет эту воздушную инициативу Ассоциация поисково-спасательных воздушных средств – Шотландия (SAARA), которая начала использовать дроны для реагирования на горные сигналы тревоги в 2017 году. Помимо собственного инновационного применения аппаратов в поисковых операциях – используя нынешний парк из шести БПЛА – SAARA также обучила пилотов в восьми из 28 групп-членов зонтичной организации Scottish Mountain Rescue (SMR).
Использование дронов в деятельности шотландских экстренных служб в горах предлагает те же преимущества, которые БПЛА часто предоставляют в менее опасных миссиях по картографированию или обследованию. Аппараты могут преодолевать расстояния быстрее, чем люди, передвигающиеся по пересеченной местности, и даже быстрее, чем собаки, обследовать территории в поисках пропавших альпинистов. Аппараты могут зависать над опасными или труднодоступными для людей местами, и подлетать ближе к застрявшим или раненым людям, чем вертолеты (при этом значительно более низкая стоимость, чем у вертолетов).
Такая способность дронов приближаться к местам и ситуациям, в которых находятся пострадавшие, позволяет спасателям определять наилучшие способы спасения людей, попавших в беду, без необходимости спускаться или попадать в те же опасные обстоятельства, как это было раньше.
«Ну вот, просто выведите дрон на 20 ярдов за скалу и посмотрите назад, вы увидите, где находится пострадавший, и наши эксперты по канатам смогут сказать: «наша самая безопасная линия спуска здесь, отсюда до сюда», – сказал Том Нэш, бывший штурман Королевских ВВС и основатель SAARA, рассказал газете The Guardian. «На ночь можно включить там освещение. Мы можем установить громкоговоритель, и если мы знаем, что это займет некоторое время, мы можем поговорить с пострадавшим и сказать, что помощь уже в пути, «дайте нам большой палец вверх, если вы в порядке, но не можете двигаться». Это действительно критически важно».
Несмотря на рост, использование дронов в общей поисково-спасательной деятельности в горах Шотландии остается ограниченным – пока. Например, в 2020 году группы-члены SMR получили 671 вызов для поиска или помощи альпинистам, попавшим в беду. Количество миссий БПЛА, совершенных SAARA в рамках своей доли, составило четыре. В прошлом году их число возросло до 15.
Но Нэш видит рост этих показателей по мере развития технологий, позволяющих дронам выдерживать холодные, влажные и порывистые условия, часто преобладающие в шотландских горах. Он также предвидит, что БПЛА будут оснащены передатчиками, позволяющими потерявшимся или застрявшим людям сообщать свои местоположения из удаленных районов, которые иначе не охвачены телекоммуникационными компаниями.
Он также отмечает, что было бы полезно, если бы регулирующие органы гражданской авиации предоставили пилотам поисково-спасательных служб разрешения на полеты за пределами прямой видимости, чтобы сканировать большие расстояния без необходимости перемещаться самим. То же самое, добавляет он, относится и к превышению высотного лимита в 400 футов для малых БПЛА, что дало бы спасателям расширенные визуальные перспективы.
Фото: К. Брембо