
Несмотря на длительное и часто спорное использование военных БПЛА в войнах в Афганистане, Ираке и Сирии, повсеместное распространение и производительность дронов в Украине – на этот раз потребительского класса – стали как сюрпризом, так и часто определяющим фактором в том, что местные силы отразили вторжение российских войск. Действительно, некоторые эксперты теперь считают, что результаты продаж дронов из магазинов, а также аппаратов военного класса заставляют пересмотреть десятилетние военные стратегии ведения войны.
Не было недостатка в освещении производителей дронов, таких как Aquiline и Teal, которые поставляют свои специализированные аппараты для использования украинскими аварийно-спасательными и оборонительными подразделениями. Потребительские компании-производители БПЛА также пожертвовали, возможно, тысячи фирменных дронов украинским государственным органам, в то время как отдельные лица по всему миру собрали средства для покупки и доставки бесчисленного множества других аппаратов в попытке сорвать российское наступление.
Эти аппараты, поступающие из-за границы, были либо равны, либо превосходили количество украинцев, которые пожертвовали или пилотировали собственные дроны, следуя призыву Министерства обороны после начала вторжения к гражданам, чтобы те использовали свои БПЛА для защиты страны. Вместе, как старые, так и новые дроны использовались для критически важных поставок, поиска и спасения, наблюдения, сбора разведданных и даже сбрасывания коктейлей Молотова украинскими силами.
Эти небольшие дроны значительно дополнили БПЛА военного класса, предоставленные иностранными правительствами, или внесенные самими оборонными компаниями. Еще более критичными были часто разрушительные удары, нанесенные турецкими Bayraktar TB2 – один из которых, возможно, доставил украинские противокорабельные ракеты, которые на прошлой неделе уничтожили российский флагман «Москва».
То, что два месяца эффективной воздушной активности во вторжении, которое российские планировщики считали завершенным за считанные дни, теперь заставляет военных экспертов хладнокровно взглянуть на базовые стратегии, на которые они опирались в подготовке к войне десятилетиями, говорит бывший летчик-истребитель ВМС Марк Батрик.
«К сожалению, нам приходится иметь эту ситуацию, которая предоставляет этот пример, но я думаю, что это говорит нам, что мы можем видеть серьезное изменение в характере войны», — говорит Батрик, который недавно ушел в отставку с поста главы Управления авиационных служб (OAS) Министерства внутренних дел (DOI), где он собрал и оркестровал все более разнообразное использование крупнейшего в мире парка невоенных БПЛА. «Это, безусловно, так, с точки зрения того, что означает господство в воздухе в настоящее время и как вы его достигаете».
Это теперь более сложная концепция, говорит Батрик, из-за увеличения количества и разнообразия задач дронов – эволюция, которую он наблюдал в DOI, развертывая аппараты для общественно полезных целей, включая топографическую съемку, сбор научных данных или тушение пожаров. Расширение функциональных возможностей и задач, которое это включало – и которое недавно было подхвачено бизнесом, исследователями и энтузиастами по всему миру – теперь демонстрируется в обороне Украины. И это, говорит Батрик, заставляет переоценивать давние военные стратегии, которым его самого учили быть летчиком ВМС.
«Будучи летчиком-истребителем, основной миссией было превосходство в воздухе, поэтому мне очень интересно видеть, как традиционный способ уничтожения глаз и возможности запуска истребителей – уничтожение взлетно-посадочных полос, топливных объектов и т. д. – нейтрализуется в Украине дронами», — говорит Батрик. «Это включает в себя малые дроны, которые стали чем-то вроде оружия ополчения – как ополченцы 18 века. Вы можете бомбить все взлетно-посадочные полосы в Украине, но вы не можете уничтожить все дороги, все футбольные поля, все парковки. И это все, что нужно пилотам дронов – и даже этого не нужно, если у вас нет самолета с фиксированным крылом».
Из-за того, как бесчисленное множество потребительских дронов дополнило разработанные военными БПЛА, позволив Украине сбить с толку гораздо лучше оснащенную российскую армию, Батрик считает, что текущая деятельность в небе страны изменит способ планирования будущих конфликтов, независимо от того, чем закончится этот.
«Это стало большим сигналом для многих военных», — говорит он. «Ситуация изменилась в пользу обороняющихся, с использованием дронов в некоторых случаях для нападения, а также для информирования людей о том, как перемещаться по земле. Это очень похоже на то, как мы использовали их в DOI для управления пожарными на земле по тому, что мы видели с воздуха. Более того, коммерческие дроны часто имеют лучшие и более разнообразные сенсорные нагрузки, практически не требуют обслуживания, их проще в освоении, и они стоят примерно в 100 раз дешевле или даже меньше, чем аналогичные военные дроны».