Изменения FAA в сертификации eVTOL встревожили разработчиков воздушных такси

Новости о том, что Федеральное управление гражданской авиации (FAA) изменило свою точку зрения на то, как оно будет сертифицировать самолеты с электрическим вертикальным взлетом и посадкой (eVTOL) для использования в качестве воздушных такси, встревожили разработчиков этих аппаратов – многие прототипы которых уже близки к процессу утверждения. В ответ на возникшую нервозность регулятор заверяет компании, что внесенные им изменения не остановят ни один проект на пути к сертификации.

Основное изменение касается точки зрения, с которой FAA будет анализировать аппараты eVTOL для сертификации, а не обязательно отличающихся критериев, которые оно уже изложило производителям воздушных такси и других транспортных средств городской воздушной мобильности. Под руководством недавно назначенного исполняющего обязанности администратора FAA Билли Нолана регулятор решил не применять правила Части 23 для легких самолетов с фиксированным крылом, как планировалось ранее. Вместо этого eVTOL будут сертифицироваться как «грузоподъемные» транспортные средства, согласно федеральному авиационному регулированию 21.17(b).

Этот особый класс находится где-то между легкими пассажирскими самолетами и вертолетами – что, по правде говоря, соответствует тому, как будут работать воздушные такси нового поколения и транспортные средства городской воздушной мобильности.

Читайте: Joby называет свои воздушные такси «меняющими правила игры» после испытаний NASA на шум

Реклама — прокрутите, чтобы увидеть больше контента

Так что же изменится для производителей, работающих над сертификацией своих прототипов? Это пока не совсем ясно, хотя начинает появляться информация, что связанные с этим модификации будут менее disruptive для процесса, чем опасались некоторые представители UAM.

Новость об изменении была впервые подробно освещена авиационным изданием The Air Current в начале этого месяца. В подзаголовке статьи говорилось, что «стартапы по производству электрических воздушных такси в США сталкиваются с масштабным регуляторным сдвигом со стороны FAA», а в ведущей статье предупреждалось, что это «вводит новую неопределенность в программы сертификации ведущих американских разработчиков eVTOL».

Соавтор статьи, Элан Хед, менее тревожно высказался в серии твитов об изменениях, заявив: «Это огромное изменение со многими неизвестными», но также отметил, что «FAA говорит, что это не повлияет на сроки сертификации, но… посмотрим».

Читайте: Joby приближается к сертификации своих eVTOL воздушных такси как авиаперевозчика по Части 135 FAA

Не без оснований некоторые представители eVTOL сначала забеспокоились. Майк Хиршберг, директор Общества вертикального полета, отреагировал на это событие твитом, сетуя, что FAA «внесло много путаницы своими противоречивыми заявлениями о сертификации #eVTOL за последние несколько дней», и добавил: «неясно, действительно ли агентство продумало это». Авиационные СМИ публиковали статьи с аналогичными опасениями со стороны компаний, занимающихся разработкой самолетов eVTOL, и наблюдателей в этом секторе.

Однако довольно скоро перья заметно разгладились. Представители как Joby, так и Archer, например, сделали заявления, очень близкие к «ну такое». Они заявили, что рассматривают изменения как незначительные и, вероятно, требующие лишь корректировок в том, как их компании – и, предположительно, конкуренты – продолжают работу над сертификацией.

Читайте: Генеральные директора Archer обсуждают цели разработки eVTOL воздушных такси на 2022 год

FAA усилило этот настрой, выпустив заявления, указывающие на то, что критерии утверждения «грузоподъемных» транспортных средств будут в основном такими же, как и в отдельной категории легких самолетов.

«Главный приоритет FAA – обеспечить безопасность летающей публики», – говорится в широко распространенном заявлении регулятора. «Это обязательство включает наш надзор за новым поколением транспортных средств eVTOL. Агентство стремится создать предсказуемую систему, которая лучше соответствовала бы необходимости обучения и сертификации пилотов, которые будут управлять этими новыми аппаратами».

Что это означает для компаний eVTOL, уже довольно далеко продвинувшихся на пути к сертификации?

«Вся разработка, проведенная нынешними заявителями, остается действительной, и изменения в нашем регуляторном подходе не должны задерживать их проекты», – отмечается в заявлении FAA. «По мере роста этого сегмента отрасли мы будем рады сертифицировать инновационные новые технологии, соответствующие стандартам безопасности, которые ожидает и заслуживает общественность».

Читайте: Сотрудничество FAA и CAA в области AAM выгодно таким компаниям, как Joby, активно работающим на обоих рынках

Основной причиной регуляторного изменения, по словам FAA, стало то, что оно «не предвидело необходимости обучения пилотов для управления грузоподъемными аппаратами, которые взлетают в режиме вертолета, переходят в режим самолета для полета, а затем снова переходят в режим вертолета для посадки». Предположительно, это означает, что основные последствия изменения категории должны касаться правил эксплуатации eVTOL, а не их конструкции и производительности.