
Одно из потенциальных последствий выхода Великобритании из Европейского Союза было окончательно предотвращено на этой неделе: Управление гражданской авиации (CAA) страны объявило, что примет европейские стандарты Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) для сертификации самолетов нового поколения с электрическим вертикальным взлетом и посадкой (eVTOL).
Решение CAA придерживаться особых условий (Special Conditions, или SC-VTOL), используемых авиационным регулятором ЕС, не только облегчит производителям eVTOL, выпускающим самолеты в этих разделенных воздушных пространствах, получение квазиавтоматической сертификации в обоих — например, лондонскому Vertical Aerospace и немецкому Volocopter. Это также, вероятно, будет способствовать и поддерживать более высокую степень трехсторонней гармонизации критериев между Великобританией, США и Европой.
Действительно, в марте прошлого года CAA и Федеральное авиационное управление (FAA) объявили о своих планах тесно сотрудничать для поддержки производства самолетов нового поколения и услуг, таких как воздушные такси, и — насколько это возможно — совместно преследовать цель «облегчения сертификации и валидации новых самолетов eVTOL, производства, постоянной летной годности, эксплуатации и лицензирования персонала».
Благодаря решению CAA придерживаться критериев сертификации EASA SC-VTOL, надежды на согласованные, возможно, скоординированные процессы, разделяемые через Атлантику, получили еще один импульс.
Перспективы такого кооперативного подхода к сертификации кажутся еще более значительными, тем более что критерии во всех трех воздушных пространствах все еще разрабатываются регуляторами. Действительно, благодаря этому, шаг CAA по отклонению изоляционистской логики Brexit путем принятия стандартов EASA является отчасти чистым прагматизмом.
С одной стороны, это избавляет чиновников от трудоемкой работы по созданию эксклюзивной процедуры для Великобритании, которая, учитывая очень схожие технологии, будет очень похожа на ту, что была установлена в ЕС. С другой стороны, это соответствует духу ее предыдущего соглашения с FAA — соглашения, которое, по словам CAA, планируется расширить.
«При внедрении этих новых (EASA) стандартов CAA будет продолжать активно взаимодействовать и сотрудничать с другими мировыми национальными авиационными властями, такими как Федеральное авиационное управление США, для обмена подходами, извлеченными уроками и сведениями о безопасности», — говорится в заявлении CAA.
Читайте: Vertical Aerospace получит одновременную сертификацию Великобритании и ЕС
Это также соответствует логике разработчиков самолетов eVTOL, которые, как и Vertical Aerospace, уже объявили о планах пройти процедуру сертификации таким образом, чтобы получить одобрение от CAA и EASA одновременно.
«Это важное объявление поддерживает одновременную сертификацию Vertical самолета VX4 eVTOL от CAA и EASA», — заявила компания в своем заявлении. «Vertical приветствует приверженность CAA через уровни безопасности, установленные в рамках (SC)-VTOL, обеспечению строгих уровней защиты для британских потребителей. Vertical также считает, что решение CAA принять (SC)-VTOL в качестве основы сертификации Великобритании будет способствовать доступу на мировой рынок и обеспечит быстрое подтверждение самолетов VX4 компании Vertical по всему миру».
Этот ответ перекликался с тем, что директор группы по безопасности и регулированию воздушного пространства CAA Роб Биштон назвал мотивом этого шага.
«Решение принять (EU) SC-VTOL в качестве нашей сертификационной основы будет поддерживать британских производителей и позволит им легко получить доступ к мировому рынку самолетов eVTOL», — сказал Биштон. «Мы продолжим работать с отраслью, чтобы способствовать развитию и стимулированию инноваций во всей авиации».