Производство Joby eVTOL и цели по воздушному такси подвергаются атаке со стороны шортящего хедж-фонда

Станет ли Joby «Теслой» футуристических летательных аппаратов с электрическим вертикальным взлетом и посадкой (eVTOL) и оператором устойчивых услуг воздушного такси, вынужденно сражаясь с таким же ожесточенным противодействием, какое испытывал Илон Маск? В некотором смысле, это уже произошло: компания привлекла нежелательное внимание враждебного хедж-фонда, который укрепляет свои короткие позиции по акциям компании, распространяя внутренние исследования, драматически обличающие деятельность и целевые показатели выручки, представленные Joby своим инвесторам, как совершенно недостижимые.

Знакомьтесь, Bleeker Street Capital – активистский хедж-фонд, который в настоящее время транслирует свой крайне скептический посыл относительно способности Joby производить количество eVTOL самолетов, необходимых для содействия прогнозируемому в ближайшие годы буму воздушного такси. Для этого «журналистское крыло» фирмы, как оно само себя описывает, Bleeker Street Research, подготовило длинный отчет под названием «Joby Aviation (JOBY): «Uber встречается с Tesla в небе» обречен на провал». И теперь компания с Уолл-стрит хочет, чтобы все знали ее damning мнение о способности авиакомпании из Санта-Крус производить обещанные результаты.

Даже его броский заголовок не отражает всей решимости досье Bleeker Street создать достаточные сомнения у инвесторов, чтобы спровоцировать резкое падение акций стартапа. Фирма пытается добиться этого, используя утверждения о том, что Joby дико завысила количество производимых eVTOL аппаратов, частоту полетов воздушного такси, которые они будут выполнять в ближайшие годы, и даже свою способность получить сертификацию Федерального управления гражданской авиации (FAA) в ближайшее время. Действительно, представляя свои доводы, Bleeker Street изображает компанию не столько как воздушную Tesla или Uber, сколько нечто более близкое к WeWork после выхода на биржу.

Однако такой скептицизм и негатив не должны удивлять хедж-фонд, который получает прибыль за счет коротких позиций, которые (как сама компания описывает) «используют различия между восприятием и реальностью». Это означает, что он делает ставку на то, что цены акций целевых компаний обречены на падение, в противовес другим игрокам Уолл-стрит, которые ставят на их рост. И теперь Bleeker пытается гарантировать выплату по своим опционам, транслируя неуклонно мрачные выводы, к которым приходят ее исследования относительно Joby.

Реклама — прокрутите дальше, чтобы узнать больше о контенте

Читайте: Joby присоединяется к движению в секторе дронов, возглавляемому SPAC, на Уолл-стрит

Как известно большинству людей в эти радикально разделенные времена, нет недостатка в различных, даже конкурирующих «реальностях» по большинству тем – расхождения основаны не только на предвзятых восприятиях, но в большей степени на личных интересах и предпочтениях, которые их формируют. Joby и Bleeker Street Capital находятся на противоположных сторонах текущей борьбы за то, чье противоречивое видение будущего воздушного такси является точным, и какова будет роль в этом стартапа eVTOL.

DroneDJ не имеет отношения к этой борьбе, но тем не менее изучает ее.

Стартапы UAM, выходящие на Уолл-стрит: будьте осторожны со своими желаниями

Борьба, конечно, имеет прецеденты – некоторые хорошо известные.

Хотя Tesla была гораздо более устоявшейся компанией, в 2020-2021 годах она подвергалась ожесточенному давлению со стороны хедж-фондов, которые утверждали, что автопроизводитель никогда не сможет произвести или продать все автомобили, которые он прогнозировал. Несмотря на очень ожесточенные публичные перепалки во время этих скоординированных усилий, финансовые инвесторы, которые сделали ставку на эти сомнения – включая Майкла Бьюрри, чьи предыдущие позиции против деривативов, обеспеченных ипотекой, сделали его одним из антигероев в блестящей книге Майкла Льюиса «Большая ставка» – потеряли кучу денег.

Илон Маск, напротив, заработал состояние, и Tesla, а также ее акции по-прежнему сильны.

Аналогично, может быть поучительно вспомнить, как сложилась история с квази-совместным шортингом акций GameStop для хедж-фондов после того, как возмущенные инвесторы из Reddit раскритиковали атаку и взвинтили цену акций атакуемой компании за счет массовых покупок.

Joby мог бы воспользоваться подобной поддержкой. Цены на его акции торгуются на 53,5% ниже, чем год назад, хотя это отчасти связано с общим спадом на большинстве технологических акций после первоначального бурного выхода на биржу. Это также происходит на фоне снижения цен у большинства компаний, котирующихся в секторе воздушного такси, включая разработчиков eVTOL Lilium и Vertical.

Никто не знает, чем закончится нападение на Joby, но Bleeker Street Capital явно хочет улучшить шансы своей короткой ставки своими взрывными заявлениями.

Хедж-фонд представляет обвинительное заключение

Их отчет тщательно выстраивает дело, оспаривая опубликованные Joby оценки производства eVTOL аппаратов и полетов воздушного такси на ближайшие пять лет. Утверждается, что компания никогда не сможет реализовать ни то, ни другое, и даже близко к этому не подойдет. Фактически, Bleeker Street даже не считает, что прототип Joby получит сертификацию в ближайшее время, несмотря на значительный прогресс стартапа в этом направлении.

Читайте: Сотрудничество FAA-CAA в области AAM способствует развитию таких компаний, как Joby, активно работающих на обоих рынках

Досье настолько плотное, что читателям нужно ознакомиться с ним самостоятельно, чтобы полностью оценить проделанную работу и разнообразие цифр, представленных для поддержки их обвинительного заключения. Один из ранних ключевых аргументов гласит:

«В настоящее время, не имея выручки, одного прототипа самолета и обещаний на будущее, Joby Aviation… утверждает, что будет производить больше самолетов, чем крупнейшие производители самолетов сегодня», — говорится в отчете. «Затем она будет управлять службой воздушного такси с в 9 раз большим количеством ежедневных вылетов, чем Delta… (М)ы считаем, что Joby построена на запутанной паутине несоответствий и обещаний, которые невозможно выполнить».

Возражение

Однако именно здесь кроется, кажется, (возможно, намеренное?) упущение в анализе Bleeker Street Capital, поддерживающем короткие позиции. Почти каждый раз, когда он делает damning заявление о будущих бизнес-целях Joby, он сравнивает их с показателями крупных производителей самолетов и вертолетов, а также авиакомпаний и транспортных операторов, которые ими управляют.

Некоторые примеры:

Joby утверждает, что к 2026 году у нее будет 963 самолета, приносящих доход. Годовые объемы производства самолетов увеличатся с 19 в 2023 году до 550 к 2026 году.

Не останавливаясь на этом, долгосрочные планы Joby предусматривают 14 000 самолетов, приносящих 20 миллиардов долларов годового дохода к 2031 году. Это более чем в два раза превышает количество самолетов, построенных Boeing за последние десять лет.

И далее:

Если Joby сможет построить 963 самолета к 2026 году, и они будут взлетать 40 раз в день, это приведет примерно к 14 миллионам полетов в год. В прошлом году FAA контролировала 16,4 миллиона полетов в США. Ориентиры Joby настолько агрессивны, что подразумевают почти удвоение количества самолетов, взлетающих в Соединенных Штатах ежедневно.

Все это звучит слишком хорошо, слишком масштабно, чтобы быть возможным. И это так – по крайней мере, сегодня.

Аргументы защиты

Но все видение, лежащее в основе разработки и эксплуатации аппаратов нового поколения, таких как eVTOL Joby, летающих в качестве воздушного такси, основано на создании чего-то совершенно нового и отличного от существующих авиационных аппаратов и деятельности.

Действительно, эта зарождающаяся будущая ниша – с новыми концепциями самолетов, внутригородскими маршрутами полетов, более быстрыми и плотными циклами – нацелена на нечто столь новаторское, что даже крупные авиакомпании, такие как United и Virgin Atlantic, вложили большие деньги, чтобы стать частью этого. То же самое, кстати, сделали и Boeing, и Airbus. Вместо борьбы с нулевой суммой между существующими и новыми авиационными технологиями, два подхода к воздушной мобильности настолько дополняют друг друга, что предлагают потенциальные взаимовыгодные перспективы для обоих поколений.

Читайте: Vertical, Skyports, Virgin и другие создают полноценную экосистему AAM в Великобритании

Между тем, насколько поучительно сравнивать eVTOL самолеты – разработанные для перевозки максимум от четырех до шести пассажиров на несколько миль по городу на относительно небольшой высоте – с той же меркой, которая используется для измерения самолетов и авиакомпаний, перевозящих сотни пассажиров на каждом рейсе в пункты назначения по штатам, странам и всему миру?

Аналогично, отчет в одном месте сравнивает предполагаемую стоимость воздушного такси Joby в 3 доллара за милю с услугами вертолетных и маломоторных самолетов Blade, которые работают по гораздо более высоким ценам – разница, которая делает последнее чистым безумием.

Однако и здесь авторы Bleeker Capital Research, кажется, игнорируют тот факт, что разрабатываемые eVTOL аппараты являются более мелкими и легкими транспортными средствами с радикально меньшим количеством движущихся частей, чем традиционные самолеты. Эти конструкции направлены на увеличение частоты полетов, снижение требований к техническому обслуживанию, ускорение производства и снижение стоимости низковысотных воздушных перевозок по сравнению с традиционными самолетами и вертолетами.

Другими словами, можно возразить, что внушительное досье Bleeker Capital смешивает яблоки с новым гибридным фруктом, который еще только создается – новым объектом, который в некоторых отношениях похож, но в основном отличается от своего промышленного предшественника.

А как насчет его утверждения, что цели полетов eVTOL такси Joby потребуют экспоненциального, фактически невозможного увеличения текущего воздушного движения обычными самолетами? Чего еще ожидать, если совершенно новое поколение небольших самолетов начнет предлагать услуги воздушного мини-автобуса по требованию на низких высотах над городами по всей территории США и мира?

Справедливости ради стоит отметить, что подобный скептицизм также высказывался в начале развития мобильных телефонов критиками, которые указывали на повсеместное распространение стационарных телефонов в домах, офисах и на тротуарах, чтобы обосновать утверждения о том, что новая телекоммуникационная технология была слишком избыточной, чтобы когда-либо стать массовой. Теперь все они владеют iPhone.

Конфликтующие интересы на Уолл-стрит, опасающейся обещаний Кремниевой долины

Существует, конечно, ставшая уже притчей во языцех привычка стартапов – особенно тех, на которые повлияла культура Кремниевой долины – не просто преувеличивать, но иногда безответственно раздувать возможности создаваемых ими продуктов и объемы их продаж.

Даже далеко не достигнув этого, нельзя полностью исключать, что Joby могла предоставить инвесторам свои наиболее оптимистичные оценки сертификации своих eVTOL аппаратов со стороны FAA, а также запуска и масштабирования деятельности воздушного такси. Если это так, это будет представлять собой сомнительную и чрезмерно агрессивную презентацию для потенциальных инвесторов – но пока это лишь теоретический сценарий, который могут подтвердить или опровергнуть только будущие события.

Читайте: Joby получает сертификат воздушного перевозчика FAA Part 135 перед запуском eVTOL воздушного такси

Между тем, утверждения и цели Bleeker Street Capital заслуживают такого же пристального изучения и оспаривания, как и те, что они создают для Joby. Это особенно верно в свете, возможно, сотен миллионов долларов в коротких позициях, которые фонд рискует потерять, если акции Joby не будут ниже к дате истечения срока действия его пари по сравнению с днем, когда была сделана ставка.

Иными словами, это представляет собой попытку хедж-фонда создать и обосновать глубокие рыночные сомнения в будущем Joby – и тем самым создать самосбывающееся пророчество гибели стартапа.

«В авиации существует долгая история «следующей большой вещи», и немногие из них закончились хорошо», — настаивает отчет Bleeker Street Research. «(М)ы не думаем, что Joby сможет сделать то, что она заявила инвесторам. Мы шортим акции Joby и ожидаем, что они рухнут в течение следующих нескольких лет под давлением более длительных, чем ожидалось, сроков утверждения и меньших объемов производства, чем она сообщила инвесторам».

Сможет или не сможет?

Joby еще не ответил на запрос DroneDJ о комментарии (обновления, если таковые поступят). Но, судя по всему, компания готова придерживаться своих целей и по-прежнему планирует добиваться сертификации своих eVTOL со стороны FAA и запуска операций воздушного такси в 2024 году.

При этом компания может находить утешение против текущих и будущих атак скептиков, шортящих рынок, вспоминая, как справились Маск и Tesla – хотя этот прецедент не является гарантией успеха.

Компания также может развеять насмешку «следующей большой вещи», вспомнив недавний альтернативный пример из истории – «Новая Новая Вещь» (The New New Thing) – название книги Майкла Льюиса, рассказывающей истории о динамичном деятеле ранней эпохи Кремниевой долины, который бросал вызов сомневающимся и помог изменить мир, вводя его в тогда звучавшую невероятно вещь под названием Эра Интернета.