
Генеральный директор Manna Aero Бобби Хили готовится почти в четыре раза увеличить текущую базу потенциальных клиентов компании в Ирландии, запустив в ближайшие месяцы доставку дронами в большом городе в районе Дублина. Оттуда он планирует начать работу в странах Европейского Союза, которые, по его мнению, готовы к предоставлению аэросервисов. Вторая часть нашего интервью с Хили для DroneDJ объясняет, почему он считает, что регулирование ставит ЕС в особенно сильную позицию, чтобы возглавить глобальное развитие новых сервисов на базе БПЛА; как модель комплексного производства и эксплуатации дронов Manna дает ей конкурентное преимущество; и почему обученный программист, успешно построивший две компании в сфере технологического туризма, решил, что доставка дронами станет его следующим вызовом.
Вы скоро объявите о новом рынке доставки дронами в Ирландии, который значительно расширит клиентскую базу Manna. Насколько сложно масштабировать операции таким образом?
Это просто продолжение прямолинейного движения, но здесь появляется дополнительная сложность, связанная с гораздо большим городом. Мы перейдем от города с населением 35 000 человек к городу с населением от 100 000 до 120 000 человек – с четырех-пяти одновременно работающих летательных аппаратов до примерно 15, выполняя более 1000 доставок в день. Если бы нужно было описать это одним словом, то это «укрепление платформы».
Каковы основные риски этой задачи?
Речь идет о доказательстве того, что мы можем справиться с городом с населением более 100 000 человек, что требует такого уровня операционной сложности, который нам необходим, прежде чем мы сможем масштабироваться по всей Европе. Вы можете охватить более 60% Европы, если сможете работать с городами с населением более 100 000 человек.
Итак, план состоит в том, чтобы начать с новой операции в районе Дублина, а затем перейти в Европу?
Мы планируем сначала охватить всю Ирландию, пригородную Ирландию, с конца 2023 года. Это не только наш домашний рынок, но и рынок, который очень благоприятен для бизнеса – здесь регулятор очень дальновидный. Так что это один из рынков, действительно готовых к услугам доставки дронами. Это похоже на другие рынки, которые мы рассматриваем в Европе: вы активно работаете с теми, кто хочет вас быстрее всего и готов внедрять платные услуги.
Какие страны ЕС наиболее готовы к доставке дронами Manna?
Это несколько субъективный вопрос, потому что нет какого-то одного конкретного показателя или измерения, которое вы могли бы применить. Это скорее понимание готовности, того, что требуется.
Если посмотреть на прогресс внедрения U-space и готовность к различным услугам, я бы сказал, что Польша, Швейцария, Норвегия, Швеция, Финляндия и, безусловно, Ирландия продвинулись дальше всех. А также Мальта – небольшой рынок, который занимает очень высокое место как по готовности, так и по желанию сотрудничать с таким бизнесом, как наш.
В США и Великобритании у ЕС репутация «регулятивно-безумной», «рисково-ориентированной» и сравнительно сложной для развивающихся бизнесов. Разве это не последнее место для запуска новых дроновых сервисов?
Что ж, вам нужен консервативный, ориентированный на безопасность регулятор, и когда дело доходит до Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA), требования к проверке конструкции и режим получения одобрения вашего летательного аппарата очень, очень строгие. Однако существует также политическая готовность, я бы даже сказал, политическая eagerness в Европе взять на себя лидерство в доставке дронами и во всех других сценариях использования дронов.
Европа подала пример индивидуальным рынкам, и некоторые из них действительно отреагировали действиями. Таким образом, мы оказались – что необычно для Европы – в положении мирового лидера в области регулирования или предсказуемости регулирования. Это означает четко определенные правила, установленные сроки внедрения и регулирующий орган с полномочиями, который работает с каждым из рынков, чтобы гарантировать, что эти сроки были ратифицированы и включены в наше законодательство.
Европа предоставила ясность, которая нам, как частной компании, необходима для уверенного привлечения инвестиций и для того, чтобы показать инвесторам, что мы можем добиваться прогресса – что доставка дронами является близким будущим. Так что я бы сказал, что нужно рассматривать Европу скорее как обладающую согласованным набором правил, которые применяются ко всем рынкам и которые говорят: «Вот что нужно для полета».
Читайте: Генеральный директор Manna по доставке дронами Бобби Хили обсуждает расширение в ЕС и США
Manna самостоятельно производит сертифицированные в ЕС дроны для доставки и имеет для этого новый производственный цех. Является ли это большим преимуществом перед конкурентами?
Да, и оно будет расти со временем. На данном этапе бизнеса мы не видим огромных требований к мощности. На 2023 год мы ожидаем максимум от 500 до 1000 летательных аппаратов, но с 2024 года мы увидим десятки, сотни, даже тысячи летательных аппаратов, когда мы действительно начнем массовое производство, ввод в эксплуатацию и развертывание. Так что 2023 год по-прежнему в значительной степени посвящен подготовке к следующему этапу масштабирования бизнеса, к запуску машин.
Конкурентное преимущество, которое это нам дает, заключается в наличии сертифицированного летательного аппарата, который может летать над людьми. В мире не так много компаний, которые смогут производить такие аппараты в ближайшие год-два. Наша стратегия всегда заключалась в разработке доставки дронами как услуги, с полным стеком, включая как производство, так и эксплуатацию летательных аппаратов.
Manna получила сертификат легкого БПЛА (LUC) от EASA, признанный во всех странах ЕС. Какие преимущества это даст по мере вашего расширения?
Вам нужен LUC, который, по сути, является делегированием полномочий от регулятора получателю, позволяя нам создавать собственные операции. Но вместе с этим, очевидно, приходит большая ответственность. Вы получаете управление и дисциплину авиакомпании и полноценного производителя летательных аппаратов. Это просто невероятное бремя и накладные расходы для любой частной организации, и только хорошо финансируемые бизнесы смогут этого достичь.
Приз также невероятно велик, потому что в итоге вы получаете безопасную платформу, которую можно быстро масштабировать по всему региону. Это, очевидно, огромное преимущество, и вы никогда не сделаете этого, летая на модифицированных DJI или чем-то подобном, прикрепив парашют и называя это безопасным.
Мы здесь в авиации, и закон больших чисел – наш злейший враг. Это требует очень особого управления, дисциплины и инженерии для достижения этого подвига. Но награды будут соответствовать вызову.

Но вам также нужно общественное признание, которого не всегда удавалось добиться.
Существует мнение, что большая часть людей против доставки дронами, и мы уже доказали, что это не так. Мы провели свои опросы, и мы видели опросы других людей. Если вы зададите людям наводящие вопросы, вы получите более 90% положительных отзывов… Наши три исследования содержали всего 16 жалоб от населения в 46 000 человек – это довольно хорошее число.
Но мы должны действовать сообща с сообществами, над которыми летаем. Это не будет одна из тех вещей, когда мы просто врываемся и говорим: «Мы здесь, держитесь».
Читайте: Manna Aero планирует расширение доставки дронами в США и ЕС
Доставку дронами также критикуют за то, что она в основном перевозит довольно незначительные товары: кофе, фастфуд, туалетную бумагу. Будет ли это меняться?
Да, конечно. И мы уже доставляем рецептурные лекарства, дефибрилляторы, аптечные товары без рецепта. Но что на самом деле заказывают люди? Данные говорят, что люди хотят кофе, выпечку, мороженое; они хотят лук, продукты – повседневные вещи.
Это буквально так просто. Десятая доля процента наших заказов приходится на аптечные товары, рецептурные препараты. Остальное – это то, что сообщества и люди на самом деле хотят и заказывают. Эти данные показывают, что обычный потребитель обычных товаров – это, на самом деле, убийственное приложение для доставки дронами.
Можете ли вы объяснить ваш карьерный путь от программиста и предпринимателя в сфере туристических технологий до генерального директора и активиста в области доставки дронами? Почему дроны? Почему доставка?
Я строитель технологий, поэтому дроны были для меня немного неожиданной сферой. Но общее то, что есть четкая область, которой в данном случае является логистика. И большая проблема, которую должна решить эта область, – это масштабируемость, эффективность и стоимость, особенно в доставке «последней мили». Но для решения проблемы в определенной области вам действительно нужна хорошая технология.
Я чувствовал, что знаю, в чем заключается решение, и это дроны. Как бы безумно это ни звучало, некоторые из лучших прорывов, самое положительное влияние на промышленность и торговлю за последние 100 лет исходили от безумных идей, которые сейчас не кажутся такими уж безумными. И если вы действительно посмотрите на основы, на базовые технологии, фактические капитальные затраты на производство (дронов), себестоимость их полетов, а также на функциональность и возможности этих летательных аппаратов, вы не найдете недостатков.
Они во всех отношениях лучше, чем то, как люди перемещают товары сегодня.