
Балтийская страна Литва, в рамках мер, которые окажут лишь незначительное влияние на нее саму, но могут иметь более серьезные последствия, если будут воспроизведены по всей Европе, особенно в контексте использования дронов, отреагировала на растущую международную нестабильность, запретив закупку технологий у стран, считающихся ненадежными, включая Китай, для оборонных или государственных нужд.
Поправки к закону, принятому в марте прошлого года и ужесточившему правила государственных закупок, теперь запрещают литовским государственным администрациям и оборонным ведомствам приобретать ИТ- и коммуникационные технологии из ненадежных стран, в частности, России, Беларуси и Китая. Этот шаг, предпринятый на фоне продолжающейся войны против союзника Украины, направлен на исключение всего оборудования, которое несет риски кражи данных или другие потенциальные угрозы безопасности, особенно от России и ее союзника Беларуси.
Включение Китая в этот список, однако, явно указывает на то, что Вильнюс следует примеру своих коллег из США, фактически помещая дроны DJI в черный список, созданный путем более широкого запрета на закупки. Это означает, что аппараты компании, которые пользовались такой же популярностью в литовских государственных операциях, таких как инспекция инфраструктуры, картографирование и задачи безопасности и обороны, как и в других странах мира, теперь вне закона.
Литва, будучи небольшой страной с экономикой в $65,5 млрд и сектором дронов объемом $1,8 млрд (по сравнению с невоенным рынком США, который в 2020 году превысил $1,2 млрд), не произведет огромного фурора, запрещая китайские дроны и другие технологии в рамках своих более широких мер защиты. Однако этот шаг не является полностью символическим, особенно если эта идея распространится и на другие страны.
Действительно, бывшая советская республика теперь является не только очень настороженно относящимся к России членом Европейского Союза и НАТО. Вместе с Польшей, Латвией и другими странами Центральной Европы она также активно выступает за более жесткие коллективные действия против Москвы и стран, которые, как считается, поддерживают ее войну против Украины.
Хотя поддержка Китая в этом отношении была, в лучшем случае, косвенной, преобладающее мнение в Литве заключается в том, что эта страна — включая ее дроны — тем не менее представляет такую же угрозу кражи данных и ИТ-безопасности, как Россия, Беларусь и их технологии.
Если бы ужесточенные литовские законы, ставящие дроны и другие технологии из Китая под тот же знак недоверия, что и оборудование из России и Беларуси, были бы воспроизведены другими странами бывшего Восточного блока, то вероятность рассмотрения этих мер в других странах ЕС возросла бы — особенно в Германии. Оттуда другие европейские столицы могли бы задуматься, могут ли они по-прежнему позволить себе загружать данные, собранные их государственными учреждениями, в китайское оборудование, которое даже партнеры по ЕС начали запрещать как потенциально представляющее серьезный риск.
Объявляя о принятии поправок, вице-министр национальной обороны Литвы Маргирис Абукевичюс, казалось, намекнул на возможность того, что другие союзники по ЕС в конечном итоге последуют примеру Литвы.
«Сегодняшняя поправка к закону не позволит государственным учреждениям приобретать технологии, произведенные китайскими, российскими и белорусскими производителями», — сказал он. «Мы уже ввели меры безопасности в секторе 5G, и сегодня мы являемся пионерами в Европейском Союзе в управлении национальными рисками безопасности, связанными с интеграцией ненадежных ИТ, оборудования или услуг в критическую инфраструктуру, в таком масштабе».
Ограничения на закупки распространяются примерно на 400 литовских агентств, использующих иностранные технологии для государственных нужд и оборонного развертывания, включая дроны из Китая. Хотя Абукевичюс призвал как можно скорее вывести из эксплуатации ранее приобретенные технологии, запрещенные новым законом, пункт о «дедушкиной оговорке» позволяет их дальнейшее использование до конца 2024 года.
Хотя он заявил, что список ненадежных стран, подпадающих под действие закона, будет расширяться или сокращаться по мере эволюции международных отношений и угроз, он четко обозначил, какие страны будут считаться надежными поставщиками технологий.
«Наша цель — обеспечить, чтобы оборудование и программное обеспечение закупались только у государств, поставщики которых заслуживают доверия, (то есть) членов НАТО, Европейского Союза, Европейской ассоциации свободной торговли (и) Организации экономического сотрудничества и развития», — сказал он.
Фото: Игорь Губайдулин