Когда доставка дронами станет действительно выгодной? Прогноз от McKinsey

В 2022 году для сотен тысяч людей в США коммерческая доставка дронами наконец-то стала реальностью. Walmart расширил операции по доставке дронами до 36 центров, расположенных в Аризоне, Арканзасе, Флориде, Северной Каролине, Техасе, Юте и Вирджинии. Wing от Alphabet начал осуществлять доставку в район Даллас — Форт-Уэрт в Техасе. Даже программа доставки дронами Amazon наконец-то стартовала в нескольких городах Калифорнии и Техаса до конца года.

В 2023 году ожидается еще больше активности: Mitsubishi Electric даже создала логистическую платформу на базе дронов, которая объединит грузоотправителей, производителей дронов, операторов дронов и других поставщиков услуг.

Но сколь бы заманчивой ни была перспектива сверхбыстрой доставки дронами, в долгосрочной перспективе эта модель логистики последней мили сможет заменить другие виды транспорта только тогда, когда она станет действительно экономически эффективной – что вызывает вопрос…

Сколько на самом деле стоит доставка дронами?

McKinsey & Company провели расчеты и определили себестоимость доставки различными видами транспорта, включая доставку дронами. Посмотрите:

Реклама — прокрутите дальше, чтобы увидеть больше контента

Прямые эксплуатационные расходы на доставку одного пакета дроном оцениваются примерно в $13,50. И эта стоимость неконкурентоспособна по сравнению с электромобилями и фургонами, осуществляющими одну доставку, или любым типом транспортных средств, выполняющих несколько доставок за один рейс.

Но это может измениться, если нормативная среда будет лучше поддерживать доставку дронами. Самым важным фактором, повышающим стоимость доставки дронами в настоящее время, является рабочая сила. В модели McKinsey этот фактор составляет 95% затрат. И это потому, что в большинстве стран правила гласят, что пилот может управлять и контролировать только один дрон одновременно. Во многих регионах также требуется визуальный наблюдатель для контроля воздушного пространства, в котором действует дрон.

Следовательно, чтобы дроны стали по-настоящему конкурентоспособными по стоимости, количество дронов на одного оператора должно значительно увеличиться. Это означает, что технология также должна значительно продвинуться в области автономности дронов, решений для обнаружения и избегания препятствий, а также систем управления беспилотным движением. Как только эти инновации будут внедрены, правила должны будут эволюционировать, позволяя операторам управлять большим количеством дронов. Конкретно, один оператор должен будет управлять до 20 дронами в зонах с интенсивным воздушным движением, чтобы получить потенциальные преимущества в затратах от доставки дронами.

«Если операторы дронов в конечном итоге смогут управлять 20 дронами одновременно, наш анализ, основанный на разумных предположениях, предполагает, что доставка одного пакета обойдется примерно в $1,50–$2», — говорится в отчете McKinsey. Это соответствует стоимости за пакет для электромобиля, доставляющего пять пакетов, и любого типа фургона, доставляющего 100 пакетов по схеме «молочного маршрута», когда водитель доставляет все пакеты за одну поездку — процесс, который не всегда возможен.

Нет сомнений в том, что технология дронов обладает потенциалом для удовлетворения ряда потребностей потребителей в последней миле, таких как доставка продуктов питания и напитков, товаров повседневного спроса и других мелких посылок, а также потребностей B2B, например, доставка медицинских образцов в лаборатории. И как отмечают аналитики McKinsey:

По мере того как отрасль выходит из младенчества, дроны могут стать конкурентоспособными по стоимости на уровне прямых эксплуатационных расходов. Фактически, при определенных условиях — например, в регионах с плохой дорожной инфраструктурой или когда совместное использование доставок не имеет смысла — дроны могут уже быть самым экономически эффективным способом доставки.

Читайте: Дрон-инцидент на съемках Netflix: актер получил серьезные травмы лица