
Оппозиционная организация, действующая в союзной Москве Беларуси, заявляет, что переняла опыт своих соседей, ведущих войну на юге, и использовала беспилотники для сброса боеприпасов на российский боевой самолет, который использовался для поддержки ракетных ударов по Украине, предположительно нанеся ему значительный ущерб.
Группа BYPOL, выступающая против авторитарного белорусского лидера и сторонника Москвы Александра Лукашенко, заявила, что нанесла удар по продолжающимся российским атакам на Украину в воскресенье, используя беспилотник. Она заявила, что сброшенные с воздуха взрывчатые вещества повредили один из самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) Берiev A-50 российских ВВС. Разведывательный самолет, как утверждается, был задействован 12 раз за последние недели для определения местоположения украинских систем ПВО, чтобы российские ракетные удары могли быть направлены на их уничтожение.
Различные сообщения СМИ цитировали заявления BYPOL, в которых говорилось, что ее члены стояли за атакой беспилотников на аэродроме Мачулищи, расположенном недалеко от белорусской столицы Минска. Группа заверила, что самолет Берiev A-50 «точно никуда не полетит» в будущих миссиях против Украины.
«Это были беспилотники. Участники операции — белорусы», — заявила BYPOL об атаке с воздуха, в результате которой, по ее утверждению, был уничтожен «один из девяти самолетов ДРЛОиУ российских ВКС стоимостью 330 миллионов долларов».
Нет информации о том, какие беспилотники использовались в операции, но сообщения гласят, что пара БПЛА сбросила боеприпасы на Берiev A-50, попав в кабину и центральную часть и повредив его авионику и радиолокационные системы.
BYPOL, состоящая в основном из бывших сотрудников правоохранительных органов, выступающих против правления Лукашенко и подрывающих его помощь России в войне против Украины, осуществила свой, пожалуй, самый успешный воздушный удар с использованием беспилотника по Берiev A-50, но далеко не первой. Федерация союзных групп ранее использовала БПЛА для сброса зажигательных бомб на правительственные объекты.
Однако основное внимание ее деятельности было сосредоточено на саботаже железнодорожных путей, используемых для поддержки вторжения России в Украину. Только после недавнего разгона, в результате которого участники этих железнодорожных операций были приговорены к тюремному заключению, активисты BYPOL начали искать новые цели, в конечном итоге остановив свой выбор на Берiev A-50.
«На подготовку [диверсионной] акции уходит от трех до четырех месяцев, — сказал лидер BYPOL Александр Азаров в комментариях белорусской прессе, которые затем были подхвачены изданием Euro Maidan Press. — Нужно провести разведку и найти пути подхода. У нас было много вариантов. Одна акция не удается, мы беремся за другую. И вот так наши партизаны нашли такой интересный объект. Конечно, мы предлагаем варианты партизанам, но они тоже, в зависимости от своих возможностей, предлагают объекты. Это командная работа».
Читайте: Украина сбила 89 иранских барражирующих боеприпасов, запущенных Россией в первые часы 2023 года
Хотя предполагаемый ущерб самолету не был независимо подтвержден, наблюдатели в Беларуси подтвердили, что в воскресенье на аэродроме произошли взрывы, в то время как BYPOL отметила, что два пилота беспилотников, ответственных за это, «сейчас находятся за пределами страны».