
С тех пор как российские войска вторглись в их страну в прошлом году, украинские бойцы постоянно удивляли Москву своей замечательно инновационной и эффективной тактикой использования потребительских, корпоративных и военных беспилотников для атак на позиции и объекты захватчиков. Теперь источники предоставляют DroneDJ информацию о том, как украинские планировщики работают над усилением БПЛА для увеличения числа ударов по самой России — действия, которые могли стоять за взрывами над Кремлем в начале мая.
Люди, участвующие в украинских разработках дальних ударов беспилотниками по России, дали DroneDJ возможность заглянуть за кулисы этой подготовки — фрагментированный взгляд, созданный из-за множества уровней и различных военных и разведывательных подразделений, участвующих в секретных операциях. Действительно, источники описывают усилия с множеством движущихся частей, которые объединяют украинских чиновников с отечественными и зарубежными компаниями-производителями БПЛА в проектах, окончательное выполнение которых (или отказ от него) решается поздно в игре неизвестными властями.
Бомбардировка Кремля с помощью дронов: одна из нескольких операций, находящихся в работе одновременно?
Самым известным ударом беспилотника по России на данный момент был взрыв двух аппаратов над Кремлем 3 мая. Американские спецслужбы сообщили о связи этого с Украиной, в то время как скептики предполагают, что это было инсценировано Москвой, чтобы заявить о враждебных действиях Киева против российского народа.
Даже источники, помогающие в трансграничных операциях Украины с использованием БПЛА, не вполне уверены, кто несет ответственность.
Независимо от того, кто стоит за взрывами, привлеченное ими внимание привело к тому, что Москва усилила свои оборонительные активы вокруг столицы, что значительно усложнило основную задачу специалистов по дронам, поддерживающих Киев в то время: высмеять российское празднование победы во Второй мировой войне 9 мая, посадив украинский беспилотник среди парада танков и ракет, которые Кремль теперь использует для нападения на своего соседа.
Эта задача возникла из-за того, что соучредитель Monobank Владимир Яценко предложил полмиллиона долларов любому, кто сможет сорвать этот любимый российский праздник, посадив украинский БПЛА на Красной площади во время торжеств. Однако даже попытка такого использования стала практически невозможной после того, как Москва резко усилила свою противовоздушную оборону в ответ на взрывы в Кремле 3 мая.
Однако Франсиско Серра-Мартинс, соучредитель американского стартапа в области дроновых технологий One Way Aerospace, который сейчас работает с Украиной, говорит, что паническая реакция Москвы на эту загадочную атаку была почти столь же ценной, как и любые разрушительные результаты, которые менее разрекламированные миссии БПЛА нанесли российским целям.
«Надежда заключается в том, что Вооруженные силы России передислоцируют свою стратегическую противовоздушную оборону на объекты внутри России, а не на Украину», — объясняет Серра-Мартинс, говоря о различных дальнобойных операциях украинских беспилотников, в которых участвует его компания.
Читайте также: Стартап One Way Aerospace выходит из тени с подробностями о производстве своих FPV-дронов для Украины
Он отмечает, что большим преимуществом, предоставляемым отечественными и зарубежными технологическими фирмами, поддерживающими дрон-кампанию Киева против целей в России, является сочетание высокой производительности и низких затрат их БПЛА, что делает их гораздо более расходными материалами в высокорисковых операциях, чем военная техника. Хотя запланированная посадка дрона на Красной площади 9 мая, возможно, была отменена из-за минимальной вероятности успеха, соотношение производительности и стоимости новых БПЛА позволило Украине пытаться — и часто завершать — другие удары по России, зная, что любые понесенные потери принесут желаемые результаты.
«Передислокация и усиление развертывания ПВО в России стратегически выгодны нам», — говорит Серра-Мартинс. «Стоимость наших систем, таких как наш AQ 400 Scythe, настолько низка, что даже если они их собьют, экономически это выгодно, и это работает на истощение их ПВО».
Возвращение российских атак отправителю — по воздуху
Неудивительно, что большинство проектов, запланированных украинскими вооруженными силами и их разведывательной службой ГУР, включают российские военные цели. Среди них — две авиабазы, атакованные глубоко на территории России в декабре прошлого года, и повторяющиеся удары по позициям на оккупированном Крымском полуострове.
При подготовке таких миссий, по словам источников, ГУР запрашивает дроны и операционные технологии у партнерских компаний. Затем они тестируют эти активы в соответствии со спецификой различных сценариев атак, при этом представители стартапов выступают в качестве наблюдателей-консультантов. Так было и в случае с запланированной посадкой дрона на Красной площади 9 мая — которая была внезапно отменена вышестоящим руководством утром в день запуска после получения разрешения накануне.
Подобная совместная подготовительная работа также велась за несколько недель до взрывов в Кремле 3 мая. Никто из причастных точно не знает, была ли между этими событиями причинно-следственная связь, даже если детали протестированных аппаратов делают это возможным.
«Наша система имела максимальный взлетный вес 40 кг и размах крыла 4 метра», — говорит Серра-Мартинс о проекте, в котором One Way участвовала в то время. «Она также была оснащена комбинацией нескольких систем, позволяющих летать под воздействием помех».
Так использовалась ли эта или аналогичная платформа в атаке на Кремль украинской разведкой?
Источники, которые не хотели быть названными, комментируя тему, говорят, что они почти уверены, что за атакой дрона на Кремль 3 мая стоит ГУР и его поставщики. Но, как и в предыдущих проектах, добавляют они, ГУР мог собрать аппарат, используя наиболее эффективные компоненты из нескольких поставленных систем.
Если это так, отмечают они, будет очень сложно определить, технологии каких компаний были использованы в эффектной атаке на Кремль — даже если украинские власти в конечном итоге признаются в ее организации. Если это произойдет, тем временем, выяснить, кто именно отдал приказы на ее выполнение, будет по-прежнему сложно.
Из-за множества участников на различных уровнях планирования украинских ударов беспилотниками по России; секретности и хитрости, необходимых для предотвращения шпионажа; и цепочек командования, которые остаются непрозрачными для посторонних, точное определение ответственности за большинство тайных операций БПЛА, вероятно, будет невозможно. Действительно, по сообщениям СМИ, Украинский президент Владимир Зеленский сам не обязательно информируется о некоторых тайных операциях, которые, скорее всего, вызовут более сильные вспышки ярости и осуждения со стороны Москвы, чем обычно — либо для обеспечения правдоподобного отрицания, либо из-за недостаточных факторов «только для информации».
Украинские удары беспилотников по российской территории, вероятно, будут множиться
Возможно, лучше, что Зеленский не был в курсе этих воздушных операций, учитывая грядущее умножение дальних, более мощных миссий — включая удары по России.
Читайте: Была ли атакована российская нефтеперерабатывающая компания украинским дроном, купленным онлайн?
Как отечественные, так и зарубежные компании-производители БПЛА уже начали производство более мощных, умных и эффективных дронов, способных пролетать десятки или сотни километров, неся при этом более тяжелые боеприпасы для этих атак.
Например, Серра-Мартин говорит, что One Way будет поставлять дроны с дальностью полета 750 км для дальних ударов, запланированных на июнь — возможно, в поддержку долгожданного контрнаступления Украины, совпадающего с запланированным присутствием делегации НАТО в Запорожье.
Один представитель западного стартапа, который предпочел остаться неназванным, сообщил, что его компания является одной из нескольких, разрабатывающих системы БПЛА, способные к полетам на более чем 200 км. Массовое производство планеров и двигателей для этих БПЛА уже ведется, как и производство интегрированной боевой части для будущих аппаратов.
Изображение: Karl Greif/Unsplash