
Отражая, насколько сильны общественные настроения во Франции против использования полицией дронов для наблюдения за людьми, власти ждали шести ночей беспорядков, прежде чем дать правоохранительным органам зеленый свет на полеты БПЛА в целях безопасности в ответ на беспорядки.
Первое разрешение на полеты дронов для обеспечения полиции обзора с воздуха районов, охваченных беспорядками, было выдано в прошлый четверг, через 48 часов после первых инцидентов того, что стало ночным насилием по всей Франции.
С тех пор другие региональные полицейские префектуры медленно последовали их примеру, причем большинство из них в субботу наконец разрешили ночное развертывание дронов в районе крупных городов Франции. Только в воскресенье — накануне шестой и, по сообщениям, самой спокойной ночи беспорядков — власти Парижа одобрили воздушную разведку для столицы и прилегающих пригородов.
Почему была такая нерешительность в получении более высокого обзора зон, куда полиция ранее входила, часто с большим риском, без этой дополнительной помощи в ситуационной осведомленности?
Потому что, хотя указ, принятый в апреле прошлого года, установил правовую базу для развертывания БПЛА в правоохранительных органах, использование дронов для наблюдения за общественностью и отдельными гражданами Франции — даже теми, кто нарушает законы — остается крайне непопулярным.
Социальные и исторические причины такой осторожности слишком сложны — и, к сожалению, подвержены внешнему сарказму — чтобы вдаваться в них здесь. Но в целом они уходят корнями в опасения по поводу конфиденциальности и страхи перед тем, как власти, собирающие и хранящие личные данные сегодня, могут использовать их в измененных ситуациях гражданских свобод завтра. Воспоминания о том, насколько широко использовались французские полицейские досье во время нацистской оккупации, остаются живы.
Такие опасения по поводу того, что сотрудники службы безопасности узнают слишком много об отдельных лицах, например, объясняют, почему во французских переписях населения до сих пор незаконно включать такие сведения, как раса или религиозная принадлежность респондентов.
Совсем недавно французские защитники конфиденциальности — при поддержке официального государственного надзорного органа по обработке данных — привлекли внимание к рискам, связанным с технологиями сбора информации, включая БПЛА. В 2021 году эти союзники мобилизовались в знак протеста после того, как полиция использовала дроны для наблюдения за людьми во время разрешенных выходов во время локдаунов COVID-19 — деятельность по выявлению потенциальных нарушений, предпринятая до создания каких-либо правил наблюдения за дронами.
В результате возник протест против использования полицией дронов для идентификации людей без их явного согласия — arguably, одного из основных нормативных правил, вбитых в голову любому, кто сдавал экзамен по пилотированию дронов во Франции. Это привело к введению юридических ограничений, которые вызвали дипломатический скандал с Великобританией после того, как Париж объявил, что больше не может использовать БПЛА для наблюдения за французскими побережьями, чтобы остановить нелегальное пересечение Ла-Манша в Англию нелегальными иммигрантами.
Читайте: Блаженны пилоты: французские деревни обращаются к дронам для паровой очистки церквей
Эти неудачи побудили правительство Франции внести поправки в существующие законы, чтобы разрешить полицейскую разведку с помощью дронов, а также решить конкретные юридические проблемы, поднятые противниками конфиденциальности. В результате был принят текст, признанный в прошлом году конституционно обоснованным, который был принят и в конечном итоге применен в апреле.
Этот статут устанавливает четкую, последовательную цепочку одобрения командования, необходимую для разрешения полицейских операций с использованием дронов во Франции. Более того, эти миссии ограничиваются развертыванием, включая «предотвращение нападений на людей или имущество»; «обеспечение безопасности собраний в общественных местах»; «регулирование транспортных потоков»; «пограничное наблюдение и незаконные пересечения»; «спасение людей»; и «предотвращение террористических актов». Также подробно описаны сроки использования и хранения данных, собранных БПЛА.
В свете продолжающихся беспорядков, которые к утру понедельника привели к задержанию 3000 человек по подозрению в участии в беспорядках, власти Франции к субботе, по-видимому, рассчитали, что срочность необходимости для полиции более эффективно реагировать на ночные беспорядки и сдерживать их перевесит любое возможное противодействие использованию полицейских дронов.
Если это действительно так, то их расчет, похоже, был верным.
Независимо от того, было ли это связано с улучшенной ситуационной осведомленностью, позволяющей полиции нападать и усмирять бунтовщиков, а также избегать частых засад, устроенных для них, или просто совпадением, воскресная ночь ознаменовала значительное снижение уровня беспорядков по всей Франции с момента начала беспорядков в прошлый вторник. Тем временем, практически никаких протестов против работы полицейских БПЛА над охваченными беспорядками городами страны до сих пор не было высказано.