
Будущее автономного пилотирования стало на два шага ближе благодаря новости о завершении двух прорывных испытательных полетов различными авиационно-техническими компаниями – в том числе одной, чьи системы позволили грузовому самолету летать без пилота в кабине.
Учитывая, что такие стартапы в области передовой воздушной мобильности, как Wisk от Boeing, с самого начала разрабатывают свои аэротакси для автономной эксплуатации, призрак самостоятельных или дистанционно управляемых полетов постепенно стал восприниматься как неизбежность. Однако предстоит еще огромный объем работы как по разработке технологий, обеспечивающих это, так и по их тестированию до доказательства надежности и безопасности. Именно поэтому два отдельных испытания, проведенные Airbus Helicopters и калифорнийской компанией Reliable Robotics, рассматриваются как важные и захватывающие.
Самым недавним из них стало объявление специалиста по системам автономных летательных аппаратов Reliable Robotics о том, что ее технология позволила самолету Cessna 208B Caravan летать без экипажа – впервые для самолета старой конструкции, как заявила компания. Испытательный полет проводился с пилотом, который контролировал этапы самостоятельного руления, взлета, полета по маршруту и посадки из пункта, расположенного в 80 км.
Разработанная в сотрудничестве с производителем самолетов Textron и группой аэросервисов ASL Aviation, система Reliable задумана как адаптивная ко всем типам самолетов, используя перекрывающиеся уровни резервирования для обеспечения надежности и безопасности беспилотных и автономных полетов.
Она также включает в себя приложения для предотвращения рисков контролируемого полета в местность и потери управляемости в полете – двух основных причин авиационных катастроф.
Другой авиационный прорыв произошел на другом континенте, недалеко от Марселя, Франция, где вертолет Airbus совершил полет с использованием комбинации передовых технологий автономного полета и упрощенного интерфейса «человек-машина» (HMI) на базе планшета.
В отличие от миссии Reliable Robotics, серия испытательных полетов вертолета Airbus проводилась с пилотами на борту в качестве резерва для вмешательства – в случае необходимости – с использованием HMI для переопределения полностью автономных полетов.
При дальнейшей разработке система может использоваться для дистанционного или полностью автономного управления, причем бортовая технология Airbus уже способна обнаруживать непредвиденные препятствия и автоматически пересчитывать безопасные траектории полета.
Испытания этих приложений идут параллельно с системами автономных и дистанционно пилотируемых аэротакси и грузовых дронов, разработанными стартапами до продвинутых стадий. Потенциальное использование этих систем не ограничивается только proliferating, очень частыми полетами небольших аппаратов на аккумуляторах для будущего городского транспорта на короткие расстояния.
Они также будут полезны для более дальних рейсов в сценариях, где бортовые пилоты просто присматривали бы за самолетами, способными справиться сами или управляемыми дистанционно – например, при доставке гуманитарной помощи в отдаленные районы.
Генеральный директор ASL Aviation Дэйв Эндрю заявил, что технологии автономных или дистанционных полетов также будут способствовать созданию услуг для мест, которые в настоящее время считаются слишком маленькими или труднодоступными для компаний, чтобы предлагать их с пилотируемыми аппаратами.
«ASL постоянно внедряет инновации, чтобы лучше обслуживать клиентов, и наше партнерство с Reliable Robotics направлено на то, чтобы мы могли обеспечить надежную, гибкую и экономически эффективную своевременную доставку грузов в небольшие неохваченные районы», – сказал Эндрю. «Этот исторический полет является свидетельством целенаправленного лидерства Reliable в продвижении авиационных инноваций и возможностей для отрасли».