
Конкуренция между производителями самолетов с электрическим вертикальным взлетом и посадкой (eVTOL) Joby и BETA Technologies, похоже, обостряется: обе стартапа объявили о заключении сделок по установке своих систем зарядки аэротакси в аэропортах по обе стороны США.
Объявления о значительных партнерствах по перезарядке eVTOL обеими компаниями появились с разницей примерно в 24 часа. Первой выступила Joby с новостью о том, что она подписала соглашение с Clay Lacy Aviation о instalação того, что, по их словам, станет первым в Южной Калифорнии зарядным устройством для электрического аэротакси в аэропорту Джона Уэйна (SNA) округа Ориндж – в рамках усилий по электрификации стоимостью 100 миллионов долларов. BETA выступила следом с новостью о заключении соглашения с оператором фиксированной базы (FBO) и поставщиком аэронавтических услуг Atlantic Aviation о поставке своих аэропортов на Восточном и Мексиканском побережье зарядных устройств для аккумуляторов eVTOL и наземных транспортных средств.
BETA не раскрыла сумму сделки, но заявила, что одно из ее мультимодальных, совместимых зарядных устройств уже установлено в региональном аэропорту Эльмиры в Нью-Йорке, а соглашения с принимающими площадками заключены еще для трех объектов. Стартап из Вермонта отметил, что объекты Atlantic Aviation будут добавлены в растущую сеть зарядных станций BETA по всей территории США, которая в настоящее время насчитывает 17 объектов плюс 55 объектов в процессе получения разрешений или строительства.
Joby, со своей стороны, заявила, что электрическая инфраструктура для поддержки ее Global Electric Aviation Charging System (GEACS) будет установлена в SNA в рамках перепрофилирования терминала FBO для обслуживания самолетов eVTOL. Завершение работ намечено на середину 2025 года, примерно к тому времени, когда Joby планирует запустить услуги аэротакси – включая трансферы из аэропорта для пассажиров Delta Airlines в районе Лос-Анджелеса, а также в других городах США.
Близкое совпадение объявлений Joby и BETA отражает аналогичные парные сообщения, выпущенные обеими компаниями в ноябре прошлого года. В них Joby подтвердила свое стремление работать с другими компаниями eVTOL для совместного использования технологий своей системы GEACS с целью установления ее в качестве отраслевого стандарта. Как будто в ответ, BETA немедленно выпустила новость о своем партнерстве с конкурирующим производителем аэротакси Archer по совместной разработке своей системы перезарядки с открытым использованием для нескольких транспортных средств.
Объявляя о сделке по оснащению SNA оборудованием для зарядки аэротакси, генеральный директор Joby ДжоБен Бевирт, казалось, повторил тон призыва из ноября к другим разработчикам eVTOL.
«Сегодняшнее объявление является ключевым моментом на пути к предоставлению наших услуг аэротакси в районе Большого Лос-Анджелеса», — сказал Бевирт. «Технология зарядки, которую мы разработали, оптимизирована для поддержки всей нашей отрасли, от аэротакси, совершающих короткие городские рейсы, до более традиционных электрических самолетов, летающих на большие расстояния. Joby предоставила спецификации универсального зарядного интерфейса в свободный доступ более широкой отрасли в ноябре 2023 года, чтобы помочь ускорить переход к чистому полету. Поэтому мы очень рады видеть, что он принят на этом ключевом рынке».
Чтобы не остаться позади, руководитель отдела развития зарядной сети BETA Technologies Нейт Уорд подчеркнул важность нового партнерства стартапа с Atlantic Aviation в позиционировании его зарядной технологии как потенциального отраслевого стандарта – не только для аэротакси eVTOL, но и для всех электромобилей, работающих в аэропортах.
«Как ведущая компания FBO, Atlantic Aviation глубоко понимает потребности рынка и имеет долгую историю инноваций для удовлетворения спроса», — сказал Уорд. «На протяжении последних нескольких лет BETA сосредоточена на развертывании надежной, хорошо распределенной сети быстрых зарядных устройств для поддержки всей индустрии передовой воздушной мобильности, и мы разделяем нашу миссию с командой Atlantic. Это сотрудничество является важным шагом в развитии сети по всей Северной Америке, и мы с нетерпением ждем возможности работать вместе, чтобы воплотить это видение в жизнь».