Украина создает официальное, интегрированное подразделение беспилотников в своих вооруженных силах

Военные Великобритании, США, Франции и других стран давно имеют специализированные подразделения в своих армиях, военно-морских и военно-воздушных силах для выполнения конкретных задач. В самый разгар оборонительной войны против России Украина поднимает эту структурную организацию на новый уровень, создавая отдельную ветвь для операций с беспилотниками.

Этот, по-видимому, беспрецедентный шаг был объявлен на прошлой неделе президентом Украины Владимиром Зеленским во время выступления по ряду вопросов, касающихся борьбы страны против вторжения российских войск. В нем Зеленский объявил о создании совершенно нового подразделения вооруженных сил, ответственного за деятельность беспилотников, которое считается первым в своем роде в мире.

Это новшество, сделанное в то время, когда Украина борется за свою независимость и даже существование, отражает не только неизмеримое значение БПЛА, позволившее стране оттеснить ранние, огромные успехи России после ее вторжения в феврале 2022 года. Оно также отражает нестандартное мышление, которое позволило украинским силам передислоцировать бесчисленное множество потребительских, корпоративных, самодельных и недавно произведенных в больших масштабах аппаратов как чрезвычайно мощные активы против гораздо более крупного и лучше оснащенного противника.

«Беспилотники… доказали свою эффективность в боях на земле, в воздухе и на море», — сказал Зеленский во время выступления. «Я только что подписал указ об инициировании создания отдельного рода наших Сил обороны – Сил беспилотных систем. Это не вопрос будущего, а то, что должно принести очень конкретный результат в ближайшее время».

Реклама — прокрутите, чтобы увидеть больше контента

Создавая самостоятельное подразделение, Зеленский явно стремится превратить то, что долгое время казалось упорной, но своеобразной попыткой использования малых БПЛА в качестве критически важных средств разведки, сбора информации и атаки, в полностью сформированный, централизованно организованный род войск. Цель: умножить силу этих отчаянных воздушных усилий в скоординированную силу беспилотников.

«Масштабное уничтожение оккупантов и их техники – это также сфера работы беспилотников», — пояснил Зеленский. «Текущий перечень задач ясен: специальные штатные должности для операций с беспилотниками, специальные подразделения, эффективное обучение, систематизация опыта, постоянное масштабирование производства и привлечение лучших идей и ведущих специалистов в этой области. Это задача для армии, Министерства обороны и правительства в целом».

В поддержку этих усилий вице-премьер-министр и министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров сообщил Reuters в понедельник, что Украина планирует произвести тысячи дальнобойных ударных беспилотников в этом году. Это, похоже, опирается на успехи в разработке аппаратов с улучшенными возможностями и повышении уровней производства, которые в прошлом году привели к производству 300 000 БПЛА, и переход на более высокие обороты.

«Категория дальнобойных дронов-камикадзе растет, с дальностью 300, 500, 700 и 1000 километров», — сказал Федоров Reuters, отмечая постоянно улучшающиеся возможности украинских беспилотников и производственный потенциал. «Два года назад этой категории не существовало… Только в декабре поставки беспилотников были в 50 раз выше, чем за весь 2022 год. Только представьте, система не была готова к этому, и я думаю, логистика не осознавала, что такие объемы возможны».

Теперь эти возможности будут организованы для обеспечения полноценного подразделения беспилотников вооруженных сил Украины. Ожидаемые преимущества централизации также принесут пользу программам обучения пилотов, а также ловким хакерским, спуфинговым и радиоэлектронным боевым инновациям со стороны украинских специалистов по аэронавтике, которые наносят ущерб российским системам управления беспилотниками.

И учитывая, как перепрофилирование, развертывание и производство беспилотников Украиной продемонстрировали остальному миру возможности их использования, о которых никто даже не думал раньше, вполне возможно, что другие, более крупные страны последуют примеру Украины в создании специализированных военных подразделений БПЛА.

«Израиль первым разработал дроновые войны, но у них нет специального рода войск», — сказал NBC News эксперт по военным вопросам Института Брукингса Брюс Райдел, когда его спросили, есть ли у какой-либо другой страны аналогичное подразделение, которое создает Украина. «Ни одного, насколько мне известно, так что это впервые».