
Перспективные электрические летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой (eVTOL), используемые в качестве воздушного такси, принесут миллиарды долларов новой экономической активности – это существенный стимул для национальных экономик, где правительства не хотят доминирования иностранных компаний. Самым свежим примером этого защитного рефлекса местных аэрокосмических рынков является Великобритания, где национальный герой Vertical Aerospace получила дополнительную государственную поддержку в размере 10,5 миллионов долларов.
Vertical объявил о получении 10 миллионов долларов финансирования для eVTOL от Программы Института Аэрокосмических Технологий Великобритании (ATI). Грант, специально предназначенный для дальнейшей разработки более легких и тихих пропеллеров для его воздушного такси VX4, увеличивает общую сумму государственной помощи компании до 47 миллионов долларов – неплохая сумма из средств налогоплательщиков для публичной компании, торгующейся на NASDAQ.
Но, несмотря на то, что американские конкуренты, такие как Archer и Joby, полагаются на частное финансирование для разработки своих eVTOL и запуска воздушного такси, запланированного на 2025 год, Vertical далеко не единственная компания, производящая самолеты нового поколения, получающая поддержку от классических субсидий.
Для начала, конкуренты в Европе получили прямую или косвенную помощь от национальных органов и Европейского Союза. EHang также получала как финансирование, так и другие формы поддержки от различных государственных учреждений в Китае, в то время как аэрокосмические стартапы в Японии время от времени получали государственную помощь.
Тем временем, несмотря на официальное противодействие и критику иностранных государственных фондов, поддерживающих конкурентов американских компаний, Вашингтон никогда не стеснялся вкладывать бесчисленные миллионы в компании и отрасли, которым он хочет помочь. Это всегда было так же верно в отношении миллиардов, которые Boeing получил за десятилетия – инвестиции, которые сейчас выглядят весьма сомнительными, – как и в нынешних законодательных инициативах по сути запретить DJI продолжать полностью доминировать над американскими конкурентами в области дронов.
Таким образом, финансирование британским правительством eVTOL компании Vertical – это просто более открытая и честная форма поддержки национального чемпиона и проактивная мера по занятию будущей рыночной ниши для компании, поскольку такие растущие иностранные конкуренты, как Joby, нацеливаются на сертификацию воздушного такси в Великобритании.
Это также происходит на фоне того, что генеральный директор Vertical Стивен Фитцпатрик инвестировал еще 50 миллионов долларов из своего личного состояния в стартап eVTOL. Поддержка британского правительства также направлена на помощь Vertical в восстановлении после того, как один из пропеллеров предыдущего поколения был признан виновным в падении прототипа воздушного такси VX4 на землю во время тестового зависания прошлым летом.
Тем не менее, не было никаких сомнений в чисто национальных экономических интересах, мотивировавших возобновленное финансирование Vertical со стороны Великобритании, даже несмотря на сокращение бюджетов на образование, здравоохранение и другие социальные программы по всей стране.
«Этот захватывающий проект по созданию устойчивых пропеллеров — прекрасный пример нашей приверженности нашему ведущему мировому авиационному сектору, поддержки высококвалифицированных, высокооплачиваемых рабочих мест по всей Великобритании и разработке технологий будущего», — заявил министр промышленности Великобритании Нусрат Гани. «Когда правительство и промышленность сотрудничают таким образом, мы помогаем нашему аэрокосмическому сектору взлетать на новую высоту, возглавляя путь к нулевым выбросам в авиации к 2050 году».
Марк Скалли, руководитель отдела технологий силовой установки и передовых систем ATI, также подчеркнул национальные интересы, связанные с поддержкой разработки eVTOL компанией Vertical – интересы, которые многие конкуренты и их правительства за рубежом также стремятся защитить, но часто не признают.
«Проект приведет к усовершенствованию технологий роторов, жизненно важных для успеха eVTOL, разработанных здесь, в Великобритании, что позволит расти знаниям, навыкам и возможностям в этом процессе», — сказал Скалли. «Благодаря этим инвестициям Программа ATI обеспечивает разработку сверхэффективных и универсальных технологий на конкурентном мировом рынке, который, как ожидается, принесет Великобритании 24 миллиарда фунтов стерлингов (30,45 миллиарда долларов) до 2050 года, ускоряя внедрение самолетов с нулевым уровнем выбросов на нашем пути к Цели Ноль».