
Мировой лидер в области дронов DJI оказался под все более сильным давлением в США, поскольку последовательные федеральные и меры на уровне штатов, запрещающие его аппараты для официального использования, участились на фоне ухудшения отношений с Китаем и сопутствующих проблем безопасности. Хотя обвинения политиков в том, что БПЛА DJI передают данные китайским властям, никогда не были подтверждены — и категорически отрицались компанией — внесение в черный список, по сообщениям, подорвало бывшую более чем 70%-ную долю рынка США компании до уровня, который, по некоторым оценкам, составляет теперь около половины.
Поскольку проект Закона о противодействии китайским дронам (Countering CCP Drones Act), направленный на фактическое блокирование использования дронов DJI всеми пользователями в США, начинает проходить через подкомитеты Палаты представителей, издание *DroneDJ* поговорило с главой глобальной политики DJI Адамом Уэлшем о кампании по внесению в черный список, ее последствиях для компании и угрозе для клиентов.
Внесение дронов DJI в федеральный черный список США и списки штатов со временем ускорилось. Как это повлияло на бизнес DJI в США и ее долю на рынке?
DJI придерживается давней политики не комментировать долю на рынке или объемы продаж. Могу сказать, что DJI продолжает расти, несмотря на политические трудности. Это связано с качеством нашей продукции и тем, что наши пользователи понимают, как работают наши продукты, и что их данные действительно в безопасности.
Корпоративные клиенты, в частности, уже работают в соответствии с собственными корпоративными правилами безопасности. Они сообщили нам, что наши продукты — благодаря таким функциям, как Local Data Mode и Offline Update — соответствуют их операционным требованиям. Политическая риторика, безусловно, усложняет их работу, но они могут использовать наши продукты, поскольку они контролируют, как развертываются их дроны, и как управляются и хранятся их данные.
Но запреты и риторика, стоящая за ними, должны были значительно навредить позиции DJI на американском рынке.
Нынешняя политически заряженная атмосфера затрудняет сбалансированные беседы с определенными СМИ и государственными органами. Но, к сожалению, страдает не DJI больше всего.
Лоббистская кампания наших конкурентов по запрету DJI оказывает все более негативное влияние на сообщество дронов. Она посеяла много путаницы среди операторов и привела к растрате государственных средств налогоплательщиков из-за внезапных распоряжений о приостановке эксплуатации парка дронов.
Альянс поставщиков услуг по производству дронов в США опросил своих членов, и две трети заявили, что уйдут из бизнеса без доступа к таким дронам, как наши. Сочетайте это с экономическим эффектом, который только использование продуктов DJI принесло в США, оцениваемым в 116 миллиардов долларов в 2023 году, и вы увидите, что наши конкуренты проводят безрассудную стратегию.
Насколько, по мнению DJI, это основано на законных опасениях по поводу документированной и неустанной шпионской деятельности Китая, и насколько это политическая реакция, оправдывающая протекционизм? Угроза безопасности со стороны Китая реальна…
Если бы это было основано на соображениях безопасности, почему никто не сядет с DJI как с лидером рынка, чтобы обсудить меры, которые мы могли бы предпринять для их удовлетворения? Почему, когда в прошлом году был принят Закон о безопасности американских дронов (American Security Drones Act), спецслужбы, Министерство юстиции и Министерство внутренней безопасности были так освобождены, чтобы они могли покупать DJI? Но почему Министерство сельского хозяйства должно запрашивать разрешение? Речь идет о безопасности? Нет.
Речь идет об атмосфере, в которой достаточно сказать слово «Китай», чтобы всех взбудоражить. И речь идет о том, что американские конкуренты используют эту атмосферу для лоббирования нашего ухода с рынка. Чтобы внести ясность: DJI поддерживает рост местного производства дронов и развитие экосистемы дронов в США. Инновации и конкуренция идут рука об руку. Мы призываем к свободным и открытым рынкам, которые когда-то были в самом сердце американской политики.
Критики справедливо отмечают, что шпионская деятельность китайского правительства, часто с использованием законов, обязывающих китайские компании содействовать ей, хорошо известна. Как DJI может избежать такого государственного давления, если оно будет оказано властями?
Часто упоминается китайский Закон о национальной разведке. Во-первых, мы никогда не получали никаких запросов по этому закону от китайского правительства. Но, что более важно, мы не можем дать то, чего у нас нет. Мы разработали нашу практику обработки данных таким образом, чтобы вам пришлось выбрать, отправлять ли нам ваши журналы полетов или медиаданные. Напротив, мы регулярно получаем ордера и повестки от американских властей, запрашивающих данные о дроне, который они нашли или который является предметом уголовного расследования. И могу сказать вам, что обычно нам нечего существенного предоставить, если только пользователь не решил согласиться.
DJI — частная компания. У нас нет государственных инвесторов с золотой акцией, контролем, местом в совете директоров или исполнительными должностями. У нас есть американские венчурные фирмы в качестве инвесторов. И да, у нас есть китайские инвесторы, но они инвестируют на тех же условиях, что и все остальные. Наш генеральный директор и его соучредители по-прежнему владеют подавляющим большинством голосующих акций, и именно они решают будущее компании.
Последний законопроект Палаты представителей о внесении в черный список, Закон о противодействии китайским дронам (Countering CCP Drones Act), направлен на фактическое прекращение эксплуатации всех дронов DJI в США — и, следовательно, на обессмысливание будущих покупок этих аппаратов. Насколько велика эта угроза?
Большинство принятых на сегодняшний день мер против DJI не повлияли бы на потребительский сегмент. Однако с Законом о противодействии китайским дронам это не так. Если он будет принят, потребители в США могут потерять доступ к новейшим продуктам DJI. Так что, если это законодательство будет продвигаться, вы можете увидеть, как потребительский сегмент обратит на это внимание.
Закон о противодействии китайским дронам помешает DJI получить одобрения, необходимые для запуска новых продуктов в Соединенных Штатах. Нет никаких доказательств обоснований, указанных в законопроекте. В ходе слушаний было заявлено, что наши дроны могут считывать сердечный ритм человека. Подобные явно ложные показания свидетельствуют о нехватке точных знаний о том, как работает наша технология.
Это была бы поразительная мера, которая нанесла бы ущерб более широкой индустрии дронов в США. Это включает поставщиков услуг по производству дронов, компании-разработчиков программного обеспечения для дронов и других, которые зависят от наших продуктов и выигрывают от нашего решения полностью открыть нашу экосистему для разработчиков.
Я надеюсь, что законодатели будут взаимодействовать с сообществом дронов, прежде чем принимать какие-либо радикальные изменения или решения, которые затрагивают их, найдут время, чтобы лучше понять, как работает наша технология, и услышат, какой вред законопроект нанесет американскому бизнесу, службам экстренного реагирования и многим другим. Мы продолжим пытаться взаимодействовать с законодателями, продвигающими этот законопроект, но в конечном итоге нам также необходимо, чтобы сообщество дронов в США высказалось и максимально продуктивно взаимодействовало со своими представителями.
Несмотря на распространяющуюся активность по запрету, клиенты DJI до сих пор удивительно пассивно реагировали. Почему?
Я сомневаюсь, что многие потребители осведомлены о том, что говорится. Мы живем и дышим этим каждый день, но большинство обычных пользователей ищут продукты DJI, потому что они забавны, просты в использовании и имеют доступную цену.
Я действительно думаю, что наши пользователи очень активны. Мы увидели настоящий прилив поддержки со стороны служб экстренного реагирования, строительных компаний, малых предприятий, предоставляющих услуги по производству дронов, компаний-разработчиков программного обеспечения для дронов, учебных заведений по производству дронов и так далее. Они возмущены кампанией против DJI и знают, как работает их оборудование от DJI.
Это особенно верно в секторе общественной безопасности. Эти мужчины и женщины берут наши продукты и используют их, чтобы спасать жизни и людей. Они являются лояльными клиентами и любят продукты, потому что они работают для тех миссий, которые им нужно выполнять. И в результате они готовы тратить время, объясняя своим начальникам и политикам, почему дроны DJI безопасны в использовании и почему они являются лучшим продуктом для операций, которые они выполняют. Стоит ли политически мотивированный запрет даже одной потерянной жизни?