Париж спешно совершенствует технологию противодействия дронам к летним Олимпийским играм

Рискуют ли французские власти остаться без новой технологии противодействия дронам к моменту начала парижских Летних Олимпийских игр в июле? Таков тон недавних сообщений СМИ, которые делают упор на зловещие темы БПЛА, часто уделяя меньше внимания менее драматичным аспектам истории.

Самая последняя волна тревожных сообщений поступила в этом месяце из широко цитируемой статьи Agence France-Presse (AFP), которая объединяет множество фактов, чтобы сплести свою тревожную картину: французские лидеры обеспокоены задержками в подготовке крупной отечественной платформы противодействия дронам к Летним играм. Главная забота в этом, как отмечается, связана с запланированной церемонией открытия, где баржи будут перевозить спортсменов по Сене, а сотни тысяч зрителей будут приветствовать их с берегов.

Представители Министерства внутренних дел заявили, что теракты со стороны исламистских экстремистов представляют собой наибольшую угрозу для этого грандиозного события — и в целом для Олимпийских игр — а нападения с использованием БПЛА являются их самым большим страхом.

Если этого было недостаточно, AFP отмечает предполагаемые задержки в разработке системы противодействия дронам, заключенной по контракту с Thales и другой крупной оборонной группой, что недавно заставило консервативного сенатора Седрика Перина посетовать, что она «не на высоте». Совсем недавно парламентский отчет о готовности платформ противодействия БПЛА для Летних Олимпийских игр в Париже был оставлен конфиденциальным — вместо публичного выпуска, как планировалось — предположительно из-за описания в нем многочисленных оставшихся пробелов.

Реклама — прокрутите дальше, чтобы увидеть больше контента

«Неприятно, что (это решение) стало общеизвестным, потому что, вопреки официальной линии, далеко не всё работает так, как нам хотелось бы», — цитирует AFP неназванный высокопоставленный сотрудник службы безопасности.

«Да, работает не идеально… (но) да, система совершенствуема», — сказал AFP другой неопознанный источник в оборонительном тоне. «Проблема в том, что при запасе времени всего три месяца, ситуация напряженная».

Официальная линия не была единственной, которая убеждала общественность в том, что Франция находится на пути к тому, чтобы иметь готовые технологии для уничтожения любых аппаратов, находящихся несанкционированно над Парижем этим летом.

Крупная медиа-демонстрация разрабатываемой платформы была организована ранее в этом месяце французскими военными подразделениями, участвующими в обеспечении безопасности парижского неба во время Олимпиады. Последующие сообщения восхищались технологией противодействия дронам, использующей «лазерный луч мощностью два киловатта, который «сбил аппарат как камень». Хотя это и другие сообщения звучали успокаивающе, недавняя тревожная статья AFP набирает больше оборотов.

Это, возможно, объяснимо после теракта 25 марта в Москве, в результате которого погибло не менее 137 человек. Воздушный аспект террористической угрозы для парижских Олимпийских игр тем временем усиливается напоминаниями о том, как часто и эффективно использовались небольшие БПЛА в Украине.

Но в статье AFP также повторяется смехотворно завышенная официальная оценка Сената о большом количестве потребительских дронов во Франции, доступных для потенциальных атак. В парламентском отчете утверждается, что парк стандартных, частных БПЛА страны вырос с «400 000 в 2017 году до 2,5 миллиона сегодня» — цифра, которую AFP для верности округляет до «трех миллионов». Это поставило бы общее количество дронов во Франции далеко за пределы оценки Федерального управления гражданской авиации для гораздо более крупных США.

 На самом деле, недавнее исследование специализированного издания сообщило — ссылаясь на информацию, предоставленную самими французскими авиационными властями — что в стране насчитывается всего 119 000 зарегистрированных операторов БПЛА, а также 44 700 человек, прошедших необходимое онлайн-обучение и экзамен для получения разрешений.

Каждому из них пришлось бы владеть почти 20 дронами, чтобы достичь трехмиллионной цифры. Между тем, ни один из 163 700 зарегистрированных французских пилотов никогда не летает в Париже или вокруг него, где фактически действует постоянный запрет на полеты.

Очевидно, что гораздо более серьезная потенциальная угроза исходит от неизвестных пилотов, которые приобретают дроны, не поддающиеся отслеживанию, и, конечно же, от тех операторов, которые намерены использовать их в насильственных миссиях. Напротив, достаточно одного из таких людей, чтобы добиться успеха и нанести значительный ущерб Играм в Париже. Так что, хотя отчет AFP, несомненно, преувеличен, он не является безосновательным.

Так что же делает Франция в гонке со временем в области противодействия дронам? Пока что чиновники придерживаются курса, надеясь, что платформа Thales будет завершена для тестирования и развертывания до открытия Летних игр в июле. В то же время они планируют перепрофилировать существующие технологии противодействия БПЛА, уже используемые в аэропортах, вокруг стадионов и над крупными парижскими объектами, для защиты от атак.

Это означает, что, в конечном итоге, наличие совершенно новой системы противодействия дронам к Летним Олимпийским играм может отойти на второй план по сравнению с использованием проверенных, существующих платформ противодействия БПЛА для защиты мероприятия и его участников так же, как они уже защищают Париж и его жителей изо дня в день.

Изображение: Chris Karidis/Unsplash