
Немецкий производитель аэротакси eVTOL (летательных аппаратов с электрическим вертикальным взлетом и посадкой) Lilium прекратил свою деятельность после того, как не смог обеспечить критически важное финансирование. Это уже второе заявление о банкротстве компании за несколько месяцев, что ставит крест на ее стремлении стать революционной силой в сфере городской воздушной мобильности.
Крах Lilium последовал за годами финансовой неопределенности. Компания, разработавшая концепцию футуристического аэротакси, ненадолго восстановилась после получения экстренной инвестиционной сделки в конце 2024 года. Однако этого финансирования оказалось недостаточно, и, поскольку доверие инвесторов ослабло, Lilium не смогла обеспечить дальнейшую финансовую поддержку.
Последнее заявление о банкротстве оставило без работы более 700 сотрудников и поставило под сомнение судьбу 780 заказов на самолеты, имевшихся у компании. Источники сообщают, что в последние недели Lilium вела переговоры с несколькими инвесторами, но эти дискуссии сорвались, что привело к внезапному полному прекращению деятельности.
Видение Lilium было амбициозным: произвести революцию в городском транспорте с помощью пятиместного электрического самолета, способного к вертикальному взлету и посадке. В отличие от традиционных дронов или вертолетов, самолеты Lilium оснащались канальными вентиляторами для более тихих и эффективных полетов. Компания обещала услугу аэротакси, которая могла бы значительно сократить время в пути в перегруженных городах, предлагая альтернативу наземному транспорту.
Несмотря на инновационные технологии, Lilium сталкивалась с постоянными проблемами, включая задержки в проектировании, регуляторные препятствия и растущий скептицизм со стороны инвесторов. В то время как конкуренты, такие как Joby Aviation и Archer Aviation, получили значительное финансирование и одобрения регулирующих органов, Lilium изо всех сил пыталась идти в ногу со временем. Дизайн самолета компании, основанный на уникальной распределенной электрической силовой установке, оказался более сложным для коммерциализации, чем первоначально ожидалось.
Одним из наиболее немедленных последствий краха Lilium является воздействие на ее рабочую силу. Сообщается, что многие сотрудники не получали зарплату неделями до закрытия, что вызвало недовольство и породило опасения относительно выходного пособия и правовой защиты. Многие инженеры и руководители, которые присоединились к компании с большими надеждами на будущее воздушной мобильности, теперь оказались вне работы.
По словам представителя Lilium: «Хотя переговоры о альтернативных решениях все еще продолжаются, шанс на реструктуризацию в настоящее время крайне маловероятен, и поэтому операции будут остановлены. Учитывая ситуацию, это глубоко прискорбно для всех сотрудников, и Lilium Aerospace благодарит их за стойкость и самоотверженность».
Помимо собственной рабочей силы Lilium, провал компании затрагивает ряд поставщиков, субподрядчиков и партнеров по развитию городов, которые работали над инфраструктурными проектами для внедрения eVTOL. Неопределенность, связанная с этими партнерствами, усугубляет общие проблемы, с которыми сталкивается индустрия eVTOL.
Крах Lilium поднимает более широкие вопросы о жизнеспособности индустрии eVTOL. В то время как несколько компаний продолжают двигаться вперед, сектор переживает растущую консолидацию и финансовое напряжение. Эксперты полагают, что, хотя аэротакси остаются многообещающим вариантом будущего транспорта, только хорошо финансируемые и стратегически управляемые компании смогут пережить фазу разработки.
Одной из основных проблем, с которой сталкиваются стартапы eVTOL, являются огромные затраты, связанные с сертификацией и коммерциализацией. FAA и EASA имеют строгие требования к безопасности и регулированию, которым компании должны соответствовать, прежде чем запускать коммерческие услуги. Получение сертификата на новые конструкции самолетов занимает годы и требует обширных испытаний, что требует значительных капиталовложений.
Еще одна проблема — общественное восприятие и принятие. В то время как компании, занимающиеся городской воздушной мобильностью, заявляют о снижении пробок и сокращении времени в пути, скептики сомневаются в наличии достаточного спроса, чтобы оправдать миллиарды долларов, вложенные в этот сектор. Кроме того, опасения по поводу шумового загрязнения, загруженности воздушного пространства и развития инфраструктуры продолжают создавать барьеры для широкого внедрения.
Тем не менее, революция аэротакси еще может произойти — но она произойдет без Lilium.
Новое: Еще одна неделя, еще один запуск DJI: что выйдет 27 февраля?