
Если вы управляете дроном DJI в Соединенных Штатах в профессиональных целях, приготовьтесь: новое проектное правило Федерального управления гражданской авиации (FAA) Part 108 может кардинально изменить ваш способ работы. На бумаге Part 108 призвано наконец нормализовать полеты за пределами прямой видимости (BVLOS) в масштабе, к чему многие в индустрии дронов стремятся годами. Но в текущей редакции оно может фактически исключить большую часть существующего парка дронов DJI или любых других неамериканских дронов, которые американские пилоты используют ежедневно.
Это означает, что бригады поисково-спасательных служб, инспекторы коммунальных служб, сельскохозяйственные операторы и даже малый бизнес, снимающий аэрофотосъемку, внезапно могут оказаться за бортом. DJI, крупнейший производитель дронов в мире, в своем официальном ответе предупредил, что предложение не просто устанавливает стандарты безопасности; оно рискует остановить значительную часть текущего парка дронов Америки. Для американских пилотов дронов послание ясно: если не будут внесены изменения, самолеты, которыми вы уже владеете, могут не соответствовать требованиям для новой эры BVLOS.
Что поставлено на карту для американских пилотов дронов
В течение многих лет пилоты дронов в США вынуждены были работать по правилам Part 107, где для большинства миссий BVLOS требовалось разрешение от FAA. Этот процесс мог занимать месяцы, задерживая работу и ограничивая объем проектов. Part 108 призвано заменить этот «лоскутный» подход на унифицированную общенациональную систему.
Но вот загвоздка: проект правил в его нынешнем виде не соответствует тому, как на самом деле летают дронами в Америке сегодня.
- Правоохранительные органы и экстренные службы, которые в значительной степени полагаются на летательные аппараты DJI, могут оказаться отстранены от работы. Программы, такие как «Дрон как первый реагирующий» (DFR), зависят от скорости и надежности, но если дроны DJI не будут соответствовать требованиям Part 108, эти операции остановятся.
- Инспекторы коммунальных служб и инфраструктуры могут потерять доступ к уже приобретенным инструментам. Вышки, мосты и трубопроводы по всей территории США ежедневно осматриваются с помощью дронов DJI — их замена будет дорогостоящей и непростой.
- Сельскохозяйственные операторы могут столкнуться с дополнительными трудностями. Многие крупные сельскохозяйственные дроны уже работают вне правил Part 107 и требуют исключений, но Part 108 добавляет еще больше требований, которые, по мнению DJI, не отражают реальные риски.
- Малый бизнес и создатели контента могут оказаться полностью исключены из возможностей BVLOS. FAA требует высокого уровня автоматизации, что может сделать ручное управление — хлеб с маслом для многих пилотов — практически устаревшим.
Другими словами, пилоты, которые доказали ценность дронов в США, могут оказаться теми, кого оставят позади.
Где DJI оказывает сопротивление
DJI публично поддержала усилия FAA по созданию масштабируемой системы BVLOS. Однако в подробном сообщении в блоге, отвечая на Part 108, компания указывает на несколько положений, которые «не позволят использовать подавляющее большинство дронов, находящихся в настоящее время в эксплуатации, в соответствии с правилом».
Вот где DJI видит «красные флаги»:
- Страна производства (§ 108.700)
В текущей редакции только дроны, произведенные в США или в странах с особыми двусторонними соглашениями, могли бы соответствовать требованиям. «Сегодня США не имеют никаких соглашений с другими странами, которые позволили бы подавать заявки иностранным производителям дронов», — объясняет DJI. Это означает, что дроны DJI, несмотря на их широкое распространение и рекорд безопасности, будут исключены. - Запрет радиочастот (§ 108.185(d)(2))
Большинство летательных аппаратов DJI используют диапазоны 2,4 ГГц и 5,8 ГГц для каналов управления, те же частоты, что и Wi-Fi. FAA предлагает запретить их для BVLOS в определенных категориях, ссылаясь на проблемы с интерференцией. DJI возражает, что «дроны безопасно летают в VLOS и BVLOS (по разрешениям) годами, используя эти диапазоны», часто с встроенными системами защиты. Если правило будет принято без изменений, оно может исключить подавляющее большинство существующих моделей DJI. - Автоматизация против ручного управления (§ 108.810)
FAA предполагает использование дронов с высокой степенью автоматизации, но DJI отмечает, что «большинство дронов управляются вручную с помощью пультов дистанционного управления». Даже такие системы, как DJI Dock, которые добавляют автоматизацию, по-прежнему включают «пилота в контуре». Исключение ручного управления может парализовать отрасли, где операторам необходимо беспрепятственно переключаться между автоматическим и ручным управлением. - Низкорисковые BVLOS рассматриваются как высокорисковые
DJI утверждает, что проект правил включает слишком много простых операций — таких как расширенная прямая видимость или защищенные полеты вокруг инфраструктуры — и подвергает их тем же жестким требованиям, что и сложные миссии по доставке в городских условиях. «Эти операции тесно ограничены предопределенными областями и уже используют меры по снижению рисков», — утверждает DJI, подразумевая, что дополнительные бремена не снижают риски существенно. - Громоздкая регистрация и разрешения
В соответствии с Part 108, даже дроны весом менее 55 фунтов будут вынуждены вернуться к громоздкой системе регистрации воздушных судов Part 47 вместо цифровой платформы Part 48, разработанной для дронов. DJI называет это ненужной бюрократией, указывая, что FAA уже имеет цифровые порталы для подачи документов.
Общий эффект? DJI предупреждает, что предложенная структура не просто подготавливает BVLOS к росту; она может его затормозить, отстранив дроны, которым доверяет большинство операторов.
Знакомый сценарий: США против DJI
Для многих пилотов дронов все это не прозвучит совершенно ново. DJI неоднократно становился объектом дебатов в политике США. Законодатели обвиняли компанию в связях с китайским правительством и поднимали вопросы национальной безопасности. Предложения о запрете федеральным агентствам использовать дроны DJI циркулируют в Конгрессе годами.
Этот контекст важен. Связывая соответствие требованиям Part 108 с местом производства дронов, FAA не запрещает DJI явно — но результат может быть тем же. Для обычных операторов это еще одно напоминание о том, что геополитика и политика в области дронов сталкиваются, и последствия могут лечь прямо на их плечи.
Что могут сделать пилоты дронов сейчас?
Хорошая новость в том, что Part 108 — это пока только проект, и FAA принимает общественные комментарии до 6 октября 2025 года. Это означает, что у американских пилотов дронов, компаний и отраслевых групп есть возможность высказаться.
DJI уже подала свой ответ и призвала к внесению изменений, чтобы сделать правило «по-настоящему масштабируемым, практичным и инклюзивным». Для индивидуальных операторов это шанс зафиксировать свой собственный опыт. FAA хочет услышать, как предложение повлияет на вас, почему это важно и какие альтернативы могут быть более разумными. Копирование и вставка комментариев не будут иметь большого веса, но личные истории — от малого бизнеса, агентств общественной безопасности или независимых пилотов — могут.
Потому что, будьте уверены: если проект будет принят в нынешнем виде, будущее BVLOS в Америке может не включать дроны DJI, которыми вы уже владеете.
Part 108 призвано стать долгожданным прорывом для обычных полетов BVLOS, предоставив пилотам дронов способ расширить свою работу, не продираясь сквозь бесконечные разрешения. Но если оно не будет изменено, оно может в конечном итоге исключить те самые летательные аппараты, которые изначально построили экономику дронов Америки.
Для американских пилотов DJI это означает неопределенность. Рискнете ли вы инвестировать в новое оборудование? Будете ли ждать и смотреть, изменит ли FAA курс? Или вы присоединитесь к растущему хору, призывающему к правилам, отражающим реальное использование дронов? Ближайшие несколько недель покажут. Но одно ясно: время идет, и многие американские операторы дронов могут многое потерять.
Больше: Стоит ли импортировать DJI Mini 5 Pro или покупать Mini 4 Pro?