
Небо над Европой снова в смятении, но не из-за штормов или забастовок, а из-за всплеска так называемых сообщений о замеченных дронах, которые вынудили крупные аэропорты от Копенгагена до Мюнхена прекратить полеты. За последние две недели воздушное движение неоднократно нарушалось, поскольку власти выслеживали таинственные летающие объекты: некоторые из них, как оказалось, были звездами, самолетами или даже воздушными шарами. Паника возродила воспоминания о закрытии аэропорта Гатвик в 2018 году, где так и не был найден ни один дрон, и вызвала новые опасения по поводу российского «гибридного» вмешательства, несмотря на отсутствие доказательств. Эксперты предупреждают, что растущая одержимость Европы дронами может подпитывать опасный цикл чрезмерной реакции.
Вечером 22 сентября 2025 года аэропорт Копенгагена — самый оживленный в Северном регионе — внезапно закрылся после сообщений о двух-трех крупных дронах, пролетавших над его взлетно-посадочными полосами или вблизи них. Полеты были остановлены почти на четыре часа; другие были перенаправлены в Швецию и Германию. Примерно в то же время аэропорт Осло в Норвегии сообщил о подобных наблюдениях, что привело к временному закрытию.
Датские официальные лица описали объекты как «крупные» и управляемые «компетентным оператором». Премьер-министр Метте Фредериксен назвала инцидент «серьезной атакой на критически важную инфраструктуру Дании» и заявила, что, хотя доказательств государственного участия нет, Россию исключать нельзя.
Этот один вечер неразберихи и спекуляций положил начало тому, что сейчас называют самой масштабной угрозой воздушному пространству Европы за многие годы. В последующие дни сообщения о таинственных летающих объектах поступали из Германии, Дании, Норвегии, Литвы и Нидерландов, что приводило к повторным закрытиям аэропортов и всплеску оповещений о противодействии дронам по всему континенту.
Формируется модель паники
От Копенгагена до Мюнхена чиновники начали видеть закономерности, намекающие на нечто организованное или, по крайней мере, широкомасштабное. Несколько стран использовали термин «гибридная угроза» — дипломатический термин, используемый, когда правительства подозревают иностранное вмешательство или скоординированное зондирование.
Канцлер Германии Фридрих Мерц зашел так далеко, что заявил, будто власти *предполагают*, что некоторые из этих вторжений являются операциями под влиянием России, вторя подтвержденным случаям вторжений в Польшу, где были сбиты дроны российского происхождения. Аналогичные проверенные инциденты произошли в Литве и Румынии, что придает достоверность опасениям по поводу разведывательной деятельности, связанной с государством.
Однако, несмотря на все это, никаких физических доказательств существования дронов на сегодняшний день не обнаружено. В Копенгагене власти в конце концов вновь открыли аэропорт, заявив, что объекты «исчезли». В Мюнхене, Схипхоле и Вильнюсе аналогичные закрытия произошли исключительно на основе визуальных наблюдений или аномалий радара. Расследования пока не дали проверяемых данных: сигнатур радара, перехваченных каналов управления или пойманных устройств.
И это делает эти случаи до боли знакомыми всем, кто помнит сагу об аэропорте Гатвик в 2018 году — событие, которое, возможно, положило начало современной европейской паранойе из-за дронов.
Дроны-призраки Гатвика
В декабре 2018 года аэропорт Гатвик в Лондоне — один из самых оживленных в Европе — был остановлен почти на три дня после неоднократных «сообщений о дронах» вблизи его взлетно-посадочной полосы. Было отменено более 1000 рейсов, что оставило 140 000 пассажиров в затруднительном положении и обошлось авиакомпаниям в десятки миллионов.
Полиция тогда назвала это «преднамеренным актом, направленным на срыв авиаперевозок». Британские военные были даже задействованы с оборудованием для борьбы с дронами. Но, к большому удивлению, дрон так и не был найден. Спустя месяцы полиция Сассекса признала, что возможно, дрона никогда и не было.
Этот инцидент стал примером того, как быстро непроверенные наблюдения могут перерасти в национальный кризис. Он также вызвал глобальную гонку по внедрению систем противодействия дронам, пересмотру правил авиации и формированию общественного мнения: когда в небе появляется что-то странное, «дрон» становится виновником по умолчанию.
Перенесемся в 2025 год: тот же сценарий, новые игроки
Копенгагенская паника следует сценарию Гатвика почти шаг за шагом: первоначальное наблюдение, крупные закрытия аэропортов, расплывчатые описания «крупных» дронов, но мало доказательств.
Только на этот раз фон более напряжен. Поскольку Европа находится в состоянии повышенной готовности из-за продолжающейся войны России на Украине, страх перед гибридной войной усиливает каждый всплеск на радаре и каждый видеоклип. Когда появляется неопознанный объект, общественное предположение сразу же склоняется к шпионажу или нападению.
Аналитики по безопасности говорят, что этот «рефлекс дрона» понятен, но также рискован. Без немедленной прозрачности правительства рискуют подпитывать ту самую истерию, которую хотят сдержать. К неразберихе добавляет то, что несколько «наблюдений дронов» за последние недели впоследствии оказались воздушными шарами или астрономическими ошибочными идентификациями.
- В Вильнюсе, Литва, десятки «вторжений дронов» оказались воздушными шарами с контрабандой, перевозившими контрабандные сигареты.
- В Германии ночные отражения неба и огни самолетов ошибочно принимались за зависшие дроны.
- Даже в Дании официальные лица теперь признают, что некоторые наблюдения, вероятно, были пилотируемыми летательными аппаратами или оптическими иллюзиями.
Таким образом, хотя подтвержденные случаи пересечения российских дронов с Восточной Европой реальны и опасны, большинство паник, связанных с аэропортами, остаются неподтвержденными или неубедительными.
Почему мы так быстро виним дроны
Существуют практические причины этой неразберихи. На рассвете или закате отражающий объект — воздушный шар, птица или даже далекий самолет — может казаться движущимся хаотично на фоне, особенно с высоты кабины пилота или с наземной радиолокационной системы, настроенной на крупные цели. Яркие точки небольшого размера легко принять за дроны, особенно когда условия освещения искажают восприятие расстояния.
С психологической точки зрения дроны стали удобным «злодеем». Они новые, они заметны, и их изображают как захватывающие инструменты, так и потенциальные угрозы. Жужжащий квадрокоптер над задним двором кажется безобидным; над аэропортом — это угроза. И после нескольких громких инцидентов — реальных или предполагаемых — вступает в силу предвзятость подтверждения. Каждый проблеск света становится «дроном».
Технологии пока не особо помогают. Аэропортовые радары предназначены для отслеживания самолетов, а не легких пластиковых квадрокоптеров или воздушных шаров. Даже современные системы обнаружения иногда с трудом отличают дрон от другого мелкого воздушного мусора. Это заставляет следователей собирать воедино наблюдения пилотов, диспетчеров и видео с мобильных телефонов — данные, которые часто противоречивы или не поддаются проверке.
Эта неопределенность подпитывает обратную связь. Отсутствие доказательств становится доказательством изощренности: «Мы не смогли его найти, значит, это был бесшумный дрон».
Тем не менее, важно различать две реальности Европы.
- В восточной Европе подтвержденные случаи вторжения дронов, часто связанные с Россией, реальны и опасны.
- В западной Европе большая часть хаоса связана с неподтвержденными наблюдениями, где дроны не обнаружены.
Однако и то, и другое влияет на политику. Такие страны, как Дания, временно запретили полеты гражданских дронов. Литва предоставила своей армии более широкие полномочия по сбиванию дронов вблизи запретных зон. Тем временем НАТО активизировало координацию противодействия дронам.
Итог
Для читателей из США европейская ситуация содержит знакомые уроки. Буквально в прошлом году аэропорт Стюарт в Нью-Йорке был вынужден закрыть взлетно-посадочные полосы после сообщений о загадочных дронах. Аналогичные сообщения вызвали массовую панику в соседних штатах, включая Нью-Джерси, Пенсильванию и Мэриленд, а также на западе, в Огайо, где база ВВС Райт-Паттерсон пережила кратковременное закрытие из-за предполагаемых дронов. Но Белый дом подтвердил, что многие из зарегистрированных наблюдений, вероятно, были пилотируемыми самолетами, ошибочно принятыми за дроны. Министр внутренней безопасности также пояснил, что рост числа сообщений может быть связан с новыми правилами, разрешающими «легальные» ночные полеты дронов, подчеркнув, что иностранное вмешательство или реальная угроза не были выявлены.
Таким образом, эти повторяющиеся инциденты подчеркивают более широкую проблему: наши системы обнаружения, связи и проверки все еще пытаются наверстать упущенное в реалиях общего воздушного пространства.
Когда объект появляется там, где его быть не должно, власти поступают правильно, приостанавливая полеты. Безопасность этого требует. Но рефлексивное навешивание ярлыка «дрон» на каждый неизвестный объект рискует притупить чувствительность общественности и несправедливо демонизировать законных операторов дронов — от фотографов до служб экстренной помощи.
По мере того как регулирующие органы разрабатывают более строгие правила для беспилотных полетов, дискуссия должна балансировать осторожность с доказательствами. В противном случае, как показывает недавний двухнедельный небесный панический переполох в Европе, следующий блестящий воздушный шар на закате снова может привести к остановке тысяч пассажиров.
Подробнее: Авария дрона Amazon снова поднимает вопросы безопасности и регулирования
