
Когда Национальное бюро расследований Финляндии (KRP) недавно призвало граждан сообщать о наблюдениях дронов по номеру экстренной службы 112, этот совет предназначался для повышения безопасности. Вместо этого он вызвал замешательство и критику со стороны экспертов по дронам, которые утверждают, что он рискует разжечь ненужный страх и ложные тревоги.
В статье, опубликованной в Iltalehti, руководитель операций KRP Микко Эране утверждает, что общественность должна уведомлять власти «без колебаний», если они заметят дрон «летящий в зоне, где, по мнению гражданина, полеты запрещены».
Хотя полиция признает, что большинство наблюдений оказываются хобби-полета или ошибочно идентифицированным летательным аппаратом, Эране говорит, что «хорошей идеей является сообщать» о любой подозрительной активности, даже при неуверенности. На практике это означает, что любой, кто видит мигающий огонек в небе, может — и должен — набрать финский номер экстренной службы 112. Но Эране считает, что такие сообщения помогают властям «быстро вмешаться, если это необходимо», до того, как дрон или его оператор покинут место происшествия.
Рекомендация полиции «сообщать обо всех дронах» может подорвать доверие общественности
Совет звучит осторожно. Но для профессионалов, которые полагаются на дроны в повседневной работе, он звучит тревожно знакомо — еще один случай необоснованной паники, которая рискует заклеймить законных пилотов как угрозу.
В резко сформулированном посте в блоге, который является ответом на статью, Стивен Саттон, генеральный директор FlyBy Guys — компании, специализирующейся на предоставлении услуг дронов — предупреждает, что послание «сначала сообщи, потом спрашивай» опасно упрощенное и может уничтожить ответственных операторов.
По сути, призыв к гражданам обращаться в экстренные службы по поводу «любого» наблюдения дрона фактически приравнивает дроны к угрозам, несмотря на то, что подавляющее большинство из них используются легально и безопасно. «Такое восприятие подрывает многолетнюю работу профессионалов и любителей дронов, которые построили культуру безопасности. Это также отпугивает новых пользователей от входа в хобби или индустрию, опасаясь, что их будут считать подозрительными, даже когда они летают легально», — говорит Саттон.
Сама полиция признает, что большинство сообщений оказываются о любителях или ошибочно идентифицированных летательных аппаратах. Эране даже признает, что отличить дрон от самолета «сложно даже для профессионалов», особенно ночью.
Тем не менее, послание остается: видишь что-то, говори что-то.
Это та же реакционная позиция, которая неоднократно бросала аэропорты и сообщества в хаос по всей Европе — от лондонского Гатвика в 2018 году до недавних закрытий аэропортов, связанных с дронами, по всему континенту.
Проблема? Часто дрона вообще нет.
Экосистема дронов Финляндии долгое время была образцом баланса: прагматичное регулирование, инструменты открытых данных, такие как Flyk.fi, и отличный послужной список безопасных операций. Эта структура зависит от понимания общественности: идеи о том, что не каждый дрон — это шпион в небе.
Но когда официальная позиция меняется на поощрение общественности сообщать о каждом предполагаемом наблюдении дрона, независимо от уверенности, ущерб может быть очень глубоким.
Для таких профессионалов, как FlyBy Guys, которые управляют дронами по всему миру для инспекций, картографирования и экстренного реагирования, восприятие — это все. Однако, как объясняет Саттон в своем посте:
Общественное восприятие часто отстает от ясности регулирования. Многие представители общественности по-прежнему считают дроны «подозрительными», особенно в глобальном климате, когда дроны используются в боевых действиях и наблюдении. Такое восприятие создает петлю обратной связи: чем больше людей призывают обращаться в экстренные службы по поводу неопределенных наблюдений, тем больше дроны воспринимаются как угроза, а не как инструмент.
И вот почему поощрение граждан звонить в экстренные службы из-за расплывчатых «наблюдений дронов» может стать рецептом замешательства. Ложные сообщения засоряют горячие линии, тратят ресурсы и могут даже вызвать панику. Представьте себе, что медицинский вертолет задерживается, потому что полиция преследует фантомные дроны.
Ирония в том, что собственное авиационное управление Финляндии способствует ответственному полету дронов с помощью общедоступных карт и образования. Полеты в целом разрешены, если они специально не запрещены: политика, основанная на доверии и прозрачности. Но когда вы усиливаете страх, основанный на бдительности, общественность начинает ассоциировать дроны с незаконностью, а не с инновациями и творчеством, подчеркивает Саттон.
Ответ — образование, а не страх
Вместо того чтобы призывать к импульсивным сообщениям, путь вперед — это образование общественности. Граждане должны знать, как распознавать действительно рискованную активность дронов — например, зависший рядом со взлетно-посадочной полосой — в отличие от обычных хобби-полетов.
Существуют такие ресурсы, как финский Droneinfo и Flyk, которые уже помогают как пилотам, так и общественности. Им просто нужно больше внимания, а не нагнетание страха.
Как отмечает Саттон в своем посте: «Большинство несчастных случаев или происшествий не вызваны злобой, а невежеством — люди, которые покупают дроны, не осознавая, что определенные зоны ограничены или что полеты рядом с аэропортами представляют риск. Вместо того чтобы призывать общественность сообщать о неопределенных наблюдениях, власти могли бы сосредоточиться на информационных кампаниях, которые подчеркивают разницу между безопасными и небезопасными операциями. Четкие руководства по тому, что представляет собой «подозрительный» полет, сократят ненужные экстренные вызовы, одновременно давая гражданам возможность действовать, когда существуют реальные риски».
У Финляндии есть шанс показать лучший пример. Сочетая свои строгие правила с спокойным, основанным на фактах общением, она может показать миру, как дроны и сообщества могут безопасно сосуществовать.
Но если «сначала сообщи» станет нормой, проиграют все: пилоты дронов, власти и общественность. Потому что когда страх берет верх, никто больше не летает безопасно.
Больше: DJI осуждает решение суда США о внесении дронов в черный список Пентагона