
Если вы следили за непростым путем развития доставки дронами в США — задержки, крошечные зоны для пилотов, остановленные тестовые парки и постоянное обещание «скоро» от крупных технологических компаний — вы можете задаться вопросом, действительно ли кто-то *добивается успеха* в решении сложных задач. Оказывается, кто-то добивается.
Zipline, пионер автономной доставки из Сан-Франциско, незаметно стал «взрослым в комнате». В то время как другие все еще пытаются доказать, что дроны могут надежно доставлять пакет кофе, не пугая соседей, Zipline уже провела одну из крупнейших в истории авиационных тестовых кампаний, чтобы доставить свой самолет P2 для доставки на дом реальным клиентам.
И теперь компания предоставляет общественности редкий взгляд изнутри на то, как именно она извлекает уроки из летных инцидентов — задолго до того, как эти инциденты произойдут рядом с вашим домом.
В новом посте в блоге Эрик Уотсон, руководитель отдела системной инженерии и безопасности в Zipline, говорит, что прежде чем их дроны P2 доставили хоть один предмет в реальный дом, они уже совершили десятки миллионов симулированных полетов и более 150 000 физических тестовых полетов по всей территории США.
Для сравнения? Это в 15 раз больше полетов, чем было у истребителя F-35 до его поступления на военную службу. И в отличие от других потребительских программ дронов, которые, кажется, навсегда застряли в «бете», Zipline уже активно доставляет реальную еду, реальные лекарства и реальные товары реальным семьям.
И они не замедлились. Сегодня компания совершает более 9 000 тестовых полетов в неделю и подвергает определенные компоненты дронов стресс-тестированию более чем 4 миллиона раз. Это масштаб, к которому немногие авиационные компании — не говоря уже о технологических компаниях, занимающихся авиацией — могут приблизиться.
Но даже при такой подготовке все еще может пойти не так. И именно то, что Zipline делает дальше, по-настоящему отличает серьезных операторов от компаний, гоняющихся за заголовками.
24 марта 2025 года инженеры Zipline тестировали новую версию программного обеспечения системы управления полетом на дроне под названием Zip 290 на тестовой площадке в США. В рамках обычного стресс-теста команда намеренно отключила питание одного из двигателей в полете.
Обычно это не проблема — Zips спроектированы так, чтобы мгновенно компенсировать это. Вместо этого Zip 290 начал вести себя… странно.
Дрон, который обычно выполняет более 500 проверок безопасности каждую секунду, изо всех сил пытался стабилизироваться, но восстановление не работало. Оставшиеся двигатели работали на пределе, чтобы удержать летательный аппарат в воздухе.
Zip с трудом добрался до док-станции, но не смог завершить финальный маневр подъема. Поэтому его система безопасности приняла решение: выпустить парашют и безопасно приземлиться на защитный барьер внизу. Без повреждения имущества. Без драмы. Без гневных соседей, публикующих фотографии в Интернете с вопросом: «Что упало у меня во дворе?»
Все сработало точно так, как было задумано. За считанные секунды произошли три вещи:
- Удаленный пилот оповестил наземную команду.
- Дрон передал диагностические данные инженерам.
- Система управления парком Zipline автоматически запустила реагирование на инцидент.
Другие тестовые полеты были мгновенно остановлены. В течение нескольких минут команда инженеров Zipline, расположенная в нескольких центрах, была активирована с полным набором данных, фотографиями и журналами. Знаете… настоящий авиационный ответ. А не «ну… что-то упало, давайте отправим письмо в штаб».
К 18:15 инженеры Zipline уже анализировали телеметрию дрона. Отключение двигателя произошло точно по плану, но затем дрон повел себя *совсем* иначе, чем в тысячах предыдущих тестов.
Виновник? Проблема управления. Что-то в комбинации аппаратного обеспечения дрона и нового программного обеспечения вызвало то, что инженеры называют неконтролируемой осцилляцией — петлю обратной связи, где микрокоррекции делают полет *более* нестабильным вместо его исправления. Представьте себе водителя, который чрезмерно корректирует движение на обледенелой дороге.
Программное обеспечение автономности Zipline обычно вносит коррективы каждые 20 миллисекунд — в пять раз быстрее, чем вы можете моргнуть. Но в данном случае эти коррективы были плохо рассчитаны для этого конкретного сценария. Команда теперь имела неопровержимое доказательство.
Вот где становится впечатляюще. Решение проблем осцилляции notoriously сложно, особенно на таком современном летательном аппарате, как P2. Команде Zipline пришлось:
- Воссоздать точную проблему в симуляции
- Разработать несколько вариантов исправления
- Провести десятки тысяч виртуальных полетов
- Протестировать лучшие варианты на аппаратном обеспечении
- Подтвердить отсутствие регрессий в производительности
- Добавить сценарий в автоматизированное тестирование в будущем
Их решение? Контринтуитивное, но эффективное: замедлить определенные микрокоррекции с каждых 20 мс до каждых 200 мс. Меньше «дерганых корректировок», больше стабильности.
К 11 часам следующего дня — всего через 17 часов после инцидента — новый код был готов к массовому тестированию.
К 18:18 — менее чем через 24 часа после сброса парашюта Zip 290 — дрон совершил тот же самый тест снова с исправленным программным обеспечением. На этот раз он прошел безупречно.
Два дня спустя, после более чем 1000 реальных проверочных полетов, обновление было внесено в коммерческий код Zipline. И проблема больше не возникала.
Открытость Zipline здесь — это не просто отполированная PR-акция. Она подчеркивает, что на самом деле требуется для протестированной, зрелой системы дронов: культура безопасности, построенная на авиационных нормах, конвейер быстрого реагирования инженеров, симуляция в огромных масштабах, способность проводить тысячи реальных полетов за дни, а также аппаратное, программное обеспечение и операции, разработанные собственными силами. Директива Zipline ясна: если вы хотите, чтобы тысячи автономных летательных аппаратов летали над американскими домами, вот такой уровень строгости требуется.
Подробнее: Глобальное обновление геозонирования дронов DJI дает пилотам контроль