
Пентагон потратил около 18 миллионов долларов на тестирование и определение дронов, которые государственные учреждения могут использовать вместо тех, что производятся или собираются в Китае. Но как эти дроны соотносятся с конкурентами? Не очень хорошо, согласно внутреннему служебному сообщению правительства США. Утвержденные Пентагоном дроны Blue sUAS в 8-14 раз дороже и всего на 20% эффективнее, когда речь идет о жизненно важной работе по сохранению природы, согласно данным Департамента внутренних дел (DoI).
В гневном меморандуме, направленном новой администрации Байдена в январе, DoI заявляет, что программа Пентагона Blue sUAS сократила возможности департамента по сбору данных с датчиков на целых 95%. Меморандум, который был проверен газетой Financial Times, далее предупреждает, что дроны Blue sUAS были в 8-14 раз дороже летательных аппаратов, которые департамент мог приобрести ранее.
Насколько нам удалось выяснить, самый дешевый дрон Blue sUAS с контроллером стоит от 7 800 долларов США, в то время как более совершенные модели могут стоить до 21 000 долларов США. Напротив, продукты DJI Government Edition имеют среднюю цену 2 100 долларов США. Но даже если бы стоимость не была проблемой, именно возможности этих дронов больше всего беспокоят DoI. Согласно меморандуму:
Используя только одобренные [дроны] «Blue UAS», возможности департамента по сбору данных с датчиков сокращаются на 95%… Летательные аппараты разработаны для очень специфического набора задач Министерства обороны (DoD) и будут соответствовать только примерно 20% требований департамента.
Имея 810 дронов, DoI управляет крупнейшим парком гражданских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в правительстве США. Но в 2020 году администрация Трампа запретила полеты этих дронов из-за опасений, что они могут отправлять конфиденциальную информацию о полетах производителям, базирующимся в Китае, где к ней может получить доступ китайское правительство.
Чтобы решить эту очевидную проблему, DJI предоставила несколько независимых аудитов кибербезопасности, которые доказывают, что никакие данные не передаются с ее продуктов ни китайскому правительству, ни самой компании.
Однако с момента вступления в силу приказа о запрете полетов DoI разрешено использовать свой существующий парк дронов только для экстренных миссий, таких как контролируемые пожары для предотвращения лесных пожаров. Его должностные лица не могут использовать дроны китайского производства для каких-либо других миссий, включая отслеживание лесных пожаров.
Для чего Департамент внутренних дел использует дроны?
Департамент внутренних дел начал изучать технологию дронов в 2004 году, когда БПЛА использовался для сбора данных во время извержения вулкана Сент-Хеленс. Более широкое использование технологии дронов в DoI началось в 2006 году с применением в научных, экологических целях и для управления земельными ресурсами.
Миссии DoI часто проводятся в отдаленных районах с суровым рельефом и погодными условиями, которые могут быть опасны для персонала департамента. Эти миссии требуют постоянного присутствия и быстрого развертывания для реагирования на возникающие события, такие как лесные пожары, землетрясения, извержения вулканов, наводнения, поисково-спасательные операции и т. д.
Полеты дронов DoI
В 2017, 2018 и 2019 финансовых годах дроны DoI совершили 4 976, 10 342 и 11 442 полета соответственно.
Полеты дронов в 2020 году могли бы превысить отметку в 13 000, если бы не упомянутое выше правительственное распоряжение, запрещающее все неэкстренные миссии DoI. В связи с этим департамент смог провести только 3 621 полет – сокращение на 75% от прогнозируемого использования дронов.
Почему DoI полагается на свою программу дронов?
Эффективность: Департамент утверждает, что оптические и тепловые датчики гражданского парка дронов DoI обеспечивают улучшение разрешения изображений на 1200% по сравнению со спутником Landsat 8 и на 400% лучше, чем данные, полученные с пилотируемых летательных аппаратов.
Безопасность: С 1937 по 2000 год 66% всех смертей полевых биологов в DoI были связаны с авиацией. Таким образом, использование дронов не только значительно повысило эффективность миссий DoI, но и резко снизило риск травмирования персонала.
Экономия времени и средств: За почти 30 000 полетов дронов, совершенных к настоящему времени, DoI отметил, что дрон может выполнить поставленную задачу в 7 раз быстрее и в 10 раз дешевле, чем традиционные способы выполнения той же задачи.
Дроны Blue sUAS «Сделано в США»?
Программа дронов может принести многочисленные преимущества, но национальная безопасность превыше всего. Верно? Таким образом, в рамках программы Blue sUAS Пентагон одобрил пять некитайских дронов для покупки федеральным правительством, маркируя их как «безопасные» и «надежные».
Эти дроны могут быть безопасными и надежными, но не совсем ясно, подпадают ли они под определение продукта «Сделано в США» по версии Федеральной торговой комиссии. Согласно FTC, производитель дронов не может делать заявления «Сделано в США», если:
- окончательная сборка или обработка продукта происходит в Соединенных Штатах;
- вся существенная обработка, идущая на продукт, происходит в Соединенных Штатах; и
- все или практически все компоненты продукта произведены и поставлены в Соединенных Штатах.
Так что же входит в состав дрона Blue sUAS? Ответ содержится в отчете об промышленных возможностях за 2020 год Министерства обороны. Анализ четырех платформ Blue sUAS показывает, что каждый безопасный и надежный дрон использует значительное количество китайских компонентов.

Согласно отчету, конструкции фюзеляжа (такие как рамы из углеродного волокна или пластика), электродвигатели (неодимовые магниты), и печатные платы (PCB) были тремя основными категориями компонентов, которые имели наибольшую зависимость от частей из Китая.
Хотя зависимость дронов Blue sUAS от китайских компонентов является одной частью уравнения, похоже, что Управление инноваций обороны, подразделение Пентагона, работающее над программой Blue sUAS, осведомлено и о других ограничениях. Эндрю Масто, заместитель директора DIU, признает:
Эти системы… унаследовали некоторые возможности, ориентированные на Министерство обороны, которые связаны с затратами. DIU признает, что эти пять систем являются лишь первым шагом к быстрому внедрению коммерческих технологий БПЛА в правительство.
DIU теперь работает над снижением затрат и улучшением характеристик дронов Blue sUAS для удовлетворения потребностей других департаментов.
Что ждет программу дронов DoI?
Пока различные чиновники обсуждают безопасность существующего парка дронов правительства США, необходимо подчеркнуть, что Департамент внутренних дел в настоящее время не может выполнять законные природоохранные работы, которые включают картирование и управление большими участками государственных земель. Согласно внутреннему меморандуму:
Текущая ситуация делает практически невозможным для департамента соблюдение законодательства, такого как Закон о сохранении, управлении и рекреации Джона Д. Дингелла-младшего.
Аудит Пентагона оправдал дроны DJI
Интересно, что в аудите, проведенном ранее в этом году, Пентагон одобрил для использования в правительстве США по крайней мере два дрона DJI. Автор отчета об аудите Адам Пратер, старший офицер-прапорщик Командования специальных операций армии США, заявляет, что DJI Mavic Pro и Matrice 600 Pro не содержат «вредоносного кода или умысла» и «рекомендуются для использования государственными организациями и силами, работающими с американскими службами».
Тем временем, как сообщает Financial Times, администрация Байдена проводит обзор всего своего парка гражданских дронов, чтобы выяснить, какие летательные аппараты безопасны для полетов.