
Почти через 48 часов после того, как стало известно об аварии прототипа аэротакси британской компании Vertical Aerospace, занимающейся передовыми воздушными перевозками, компания продолжает управлять общественным резонансом наихудшим образом — действуя как медлительная, замкнутая, консервативная корпорация из «Безумцев», а не как креативный, быстрый и инновационный стартап, которым она является.
Лидерство из тени никогда не было отличительной чертой успешного, тем более новаторского стартапа. До настоящего момента Vertical неплохо справлялась с планированием, разработкой и коммуникацией своего аэротакси VX4 в инновационном, дальновидном стиле технологических компаний-дизрапторов, в отличие от Archer.
Но пока еще ходят слухи о том, что аппарат получил значительные повреждения во время неожиданного падения на взлетно-посадочную полосу во время испытательного полета, вместо того чтобы проявить инициативу и влиять на реакцию с авансцены, компания — по всем внешним признакам — затаилась в позе эмбриона обратно в штаб-квартире.
В этом и кроется гибель.
Все, что известно на данный момент о событиях среды, почти полностью неофициально. Самым полным источником того, что издание назвало «аварией» VX4, является британское авиационное издание Pilot. Оно цитировало сотрудника аэропорта Котсуолд, где Vertical тестировала аппарат, заявившего, что прототип аэротакси упал «с высоты примерно 20 футов».
В этой статье было фото поврежденного аппарата на земле перед самолетом предыдущего поколения. Последующие изображения, загруженные в социальные сети, показали значительные повреждения как минимум одного крыла и несущих винтов (см. главное фото выше).

Это не так показательно, как хотелось бы наблюдателям, но более чем достаточно, чтобы вызвать наихудшие возможные реакции на новость.
Vertical начала испытания VX4 с привязью и экипажем почти год назад, а в прошлом месяце объявила о начале испытаний аэротакси без пилотов на борту. Эти и другие подробные объявления о прорывах контрастировали с скудной информацией об «инциденте», которую компания раскрыла в обязательном административном отчете Комиссии по ценным бумагам и биржам США.
Текст этого отчета гласит следующее:

То, что Vertical пытается справиться с тем, что для любой компании стало бы травмирующим отказом своей зарождающейся технологии, понятно, даже при отсутствии человеческих жертв или косвенного ущерба. Но неудачи, неисправности и даже драматические крахи продуктов являются неотъемлемой частью ДНК стартапа — даже во внешних секторах, таких как разработка самолетов нового поколения и самолетов предыдущих поколений.
Действительно, когда создаваемое должно стать настолько неотъемлемой частью повседневной жизни и передвижения, как аэротакси, компании должны быть особенно проактивными, громкими и успокаивающими в управлении общественной реакцией на любые несчастные случаи — особенно учитывая худшие страхи, которые они вызывают у большинства людей.
Убедить большое количество пассажиров перейти на аэротакси будет непросто с самого начала: пассажиры будут склонны колебаться из-за цен, доступных маршрутов, шума и, конечно же, сохраняющихся опасений по поводу безопасности. Преодолеть это сопротивление станет еще труднее для Vertical, если она продолжит сидеть тихо и ждать, пока пройдет реакция на действительно плохие новости — что она пройдет, хотя, возможно, оставит за собой укоренившиеся представления о ней как о «производителе аэротакси, попадающем в аварии». Ей нужно изменить это, прежде чем оно укоренится.
Справедливости ради, Joby не был образцом прозрачности, когда дело доходило до предоставления общественности всех возможных деталей аварии своего прототипа аэротакси в 2021 году. Эта авария, тем временем, произошла в полном полете, что (наряду с нападениями акул) возглавляет хит-парад кошмарных сценариев для человека.
Vertical, напротив, могла бы и должна была бы громко заявить, что ее «инцидент» с падением с высоты 20 футов произошел во время тестирования отказа двигателя, когда [цензура] вполне могла произойти.
Joby в конечном итоге распространил достаточно новостей об аварии, чтобы преодолеть отторжение со стороны сектора, аналитиков и общественности, и теперь находится в авангарде гонки за первым запуском услуг аэротакси.
Читайте: NTSB цитирует «отказ компонента» в аварии прототипа eVTOL Joby
Vertical было бы разумно пойти дальше, чем Joby, и сделать это быстро — и продемонстрировать свою уверенность и решимость работать над тем, что внутри и снаружи выглядит как драматический сбой в ее технологии.
Делая это, Vertical должна настойчиво объяснить, как она извлечет уроки из этого привлекшего внимание происшествия, чтобы вывести на рынок еще лучшее и более безопасное аэротакси. Именно так реагируют на неудачи успешные стартапы. Они, безусловно, не — даже с самого начала — сидят трусливо и ждут, что будет дальше.