EASA направило предложение по регулированию воздушных такси и дронов для вступления в силу в ЕС

Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) представило свое предложение по регулированию воздушных такси и других летательных аппаратов нового поколения в виде текста, который теперь ожидает одобрения или поправки для вступления в силу в качестве закона исполнительным органом блока.

Предложение EASA, выпущенное под характерным для ЕС административным названием Opinion 03/2023, устанавливает «комплексную нормативную базу для решения новых операционных концепций и концепций мобильности, основанных на инновационных технологиях» — в данном случае для воздушных такси, дронов и других новых воздушных применений.

Читайте: ЕС ищет мнения сектора для создания единого потенциала противодействия дронам

При этом оно излагает как первоначальные, так и долгосрочные правила эксплуатации летательных аппаратов, управления воздушным движением, сертификации пилотов и другого персонала, а также концепции вертипортов, и помещает эту деятельность в рамки комплексных общеевропейских правил воздушного пространства ЕС, известных как SERA.

Реклама — прокрутите, чтобы увидеть больше контента

Политика EASA имеет много общих точек с планом «Innovate28», представленным Администрацией федеральной авиации (FAA) в июле, который намечает пути поэтапного внедрения воздушных такси и других аэромобильных служб нового поколения до 2028 года.

Однако одно существенное различие между ними заключается в том, что если FAA предлагает рабочий план для дальнейшего развития, то текст EASA представляет собой фактические правила, по которым операторы воздушных такси и других секторов будут работать — не считая каких-либо изменений, внесенных Европейской комиссией, которая отвечает за принятие окончательной версии в качестве закона.

Еще одним важным отличием является используемая в EASA номенклатура. На первый взгляд это может показаться причудой лексики, но расхождения могут в конечном итоге потребовать изменения терминов, используемых разработчиками воздушных такси, компаниями в секторе дронов и даже (кхм) журналистами за пределами ЕС.

Для начала попрощайтесь, auf Wiedersehen, adios и как там будет по-эсперанто «пока, приятель» с усовершенствованной воздушной мобильностью; привыкайте к термину EASA «инновационная воздушная мобильность» (IAM) для обозначения воздушных такси и транспортировки пассажиров и грузов дронами.

Читайте: Wingcopter получает 43 миллиона евро от ЕС для масштабирования доставок дронами

В рамках этой более широкой рубрики IAM находится всем знакомая городская воздушная мобильность (UAM), которая осуществляется в городах и над ними и включает коммерческую деятельность, общественные службы, а также экстренное реагирование и медицинскую помощь. Категория негородской воздушной мобильности (NAM) охватывает аналогичные операции за пределами городских центров.

Хотя полеты, классифицируемые как IAM, могут также осуществляться в условиях NAM, обратное не допускается.

Наконец, в документе EASA не используется термин «вертикальный взлет и посадка» (VTOL) для обозначения аппаратов нового поколения, таких как воздушные такси и дроны, а вместо этого — несколько размытое новое название VCA, означающее «летательные аппараты, способные к VTOL (VCA)».

Как читатели могут себе представить, предложение EASA быстро углубляется в дебри нормативной эзотерики, которая понравится только разработчикам воздушных такси и новым поставщикам услуг дронов (и которые могут позволить себе ознакомиться с мнением). При этом оно детализирует поправки к действующим авиационным правилам ЕС и предлагает создание двух новых правил, направленных на:

  • обеспечение высокого и единообразного уровня безопасности БПЛА, подлежащих сертификации и эксплуатируемых в «специальной» категории, а также для операций с пилотируемыми VCA;
  • предоставление операторам возможности безопасно эксплуатировать пилотируемые VCA в едином европейском воздушном пространстве (SES);
  • создание условий для безопасной эксплуатации БПЛА и пилотируемых VCA в воздушном пространстве U-space;
  • содействие инновациям и развитию в области инновационной воздушной мобильности (IAM), одновременно устанавливая эффективную, пропорциональную и хорошо разработанную нормативную базу, свободную от обременительных требований, которые могли бы препятствовать развитию рынка БПЛА;
  • гармонизация нормативной базы во всех государствах-членах ЕС путем повышения ясности, заполнения пробелов и устранения несоответствий, присущих фрагментированным нормативным системам;
  • содействие развитию нормативной базы, ориентированной на оператора, пропорциональной, основанной на рисках и показателях производительности, с учетом таких важных аспектов, как конфиденциальность, защита персональных данных, безопасность и надежность.