
В своей безграничной технологической и экономической мудрости законодатели США, ответственные за внесение дронов DJI в черный список для использования федеральными агентствами, теперь готовят де-факто запрет на использование частными компаниями и частными лицами, также. Если это произойдет, единственным вариантом будет то, что отчет Wall Street Journal сегодня называет «дроны от американских стартапов (которые были признаны глючными и дорогими)» в своем разочаровывающем развертывании в Украине.
Безусловно, расследование Journal фокусируется только на производительности дронов американского производства в конкретных условиях оборонительной войны Украины. Это явно включает гораздо более сложные, строгие и непредсказуемые факторы – включая постоянно меняющуюся российскую технологию радиоэлектронной борьбы для выведения их из строя – чем в обычных деловых или потребительских приложениях. Поэтому было бы вводить в заблуждение и несправедливо предполагать, что американские БПЛА — это хлам, продаваемый по самым высоким ценам, только на основании выводов газеты из зоны боевых действий.
Однако было бы также упущением игнорировать то, что многие пользователи дронов DJI из корпоративного сектора и экстренных служб говорили сознательно глухим американским политикам, продвигающим свои запреты, продиктованные протекционизмом: что те же более дорогие американские БПЛА, развернутые в военных действиях Украины, также показали низкую производительность для многих бизнес-операторов – и, по сообщениям, даже для сотрудников федеральной администрации – по сравнению с аппаратами DJI.
«Украинские официальные лица сочли дроны американского производства хрупкими и неспособными преодолеть российские средства подавления и технологии GPS-блэкаута», — пишет Journal. «Иногда они не могли взлететь, выполнить миссии или вернуться домой. Американские дроны часто не летают на заявленные расстояния или не несут значительной полезной нагрузки… Многие американские коммерческие дроны стоят на десятки тысяч долларов дороже каждого китайской модели.»
Реклама — прокрутите, чтобы увидеть больше контента
Это, следует отметить, исходит от газеты, принадлежащей магнату Fox News Руперту Мердоку.
Означает ли все это, что американские дроны отвратительны, а все аппараты DJI безупречны? Конечно, нет.
Skydio – чьи проблемы в Украине задокументированы и честно обсуждаются компанией в статье – разработала довольно впечатляющую летающую технологию, а BRINC не имеет себе равных в создании и совершенствовании удивительных БПЛА и приложений для полицейских и служб экстренной помощи. По всем данным, Teal Drones от Red Cat также завоевывает поклонников в секторах безопасности и обороны.
Тем не менее, между дронами и ценами, с которыми DJI завоевала большую часть мирового коммерческого и профессионального рынка, и теми, что производятся отстающими американскими конкурентами, по-прежнему существует огромный разрыв. Статья Journal помещает это в контекст развертывания в Украине.
Одна из причин в том, что DJI имела огромное преимущество. Она рано определила потенциал зарождающейся технологии и быстро преобразовала ее из самодельных радиомоделей и дешевого пластикового мусора, застревавшего на деревьях, в инструменты для картографирования мостов, доставки бургеров, транспортировки дефибрилляторов и вмешательства в дела с заложниками, которые используются сегодня.
Но другая причина, по-видимому, заключается в том, что американские компании не смогли использовать имеющийся у них значительный капитал или инженерный талант для достижения результатов, которых добилась DJI. Трудно сказать, почему это так, но таковы были неудовлетворительные результаты (по крайней мере, по продажам) того, что, по словам Journal, «всего около 2,5 миллиардов долларов венчурного финансирования за последние два года» было направлено в американские БПЛА технологических стартапов.
Однако, возможно, столь же разрушительными являются и те аполитичные американские компании, которые были дополнительно обременены государственной политикой. Многие из них ужесточили запреты или повысили тарифы на китайские технологические компоненты, поскольку плохие отношения между двумя странами стали ужасными, а теперь и отвратительными. Хотя опасения по поводу безопасности некоторых из этих импортных запретов понятны, другие были чрезмерными, мотивированными желанием занять более крупные рынки для американских компаний. Это явно контрпродуктивно для компаний, производящих аппараты для оборонных целей – будь то в Украине или для вооруженных сил США.
«Министерство обороны наложило строгие требования на производителей дронов, включая запрет на китайские компоненты, что сделало производство небольших дронов более дорогим и трудным», — сообщили Journal executives американских БПЛА. «Ограничения США на компоненты и тестирование дронов ограничивают то, что они могут производить и как быстро.»
Разочаровывающим, иногда нефункциональным результатом, по словам Journal, стало то, что «DJI доказала, что является предпочтительным брендом дронов для украинских военных».
Что приводит к еще одному противоречию среди множества в логике американских политиков, пытающихся ввести запрет на все использование дронов DJI в стране: почему предполагаемая систематическая утечка пользовательских данных с аппаратов компании китайским шпионам не стала фактором в экзистенциальной борьбе Украины с союзником Пекина, Россией?
Действительно, поскольку дроны DJI являются как стандартным, так и предпочтительным вариантом по сравнению с американскими моделями в Украине, почему эти БПЛА не передают те же огромные объемы пользовательских данных, которые позволили бы войскам Москвы систематически идентифицировать, находить и уничтожать противника? Игнорирует ли Путин потоки данных из Пекина и проявляет ли милосердие к силам, летающим на FPV-аппаратах, превращающих его танки в ветряные мельницы?
Если, как утверждал один федеральный чиновник, дроны DJI даже передают китайским властям частоту сердечных сокращений американских пользователей среди других личных, профессиональных данных США и данных критической инфраструктуры, почему эта технология держит себя в руках при эксплуатации в боевых сценариях против украинского врага Китая?
Не ожидайте, что подобная логика подорвет решимость американских политиков, склонных к черным спискам, чье очевидное технологическое невежество при продвижении своих запретов DJI также ослепит их перед уязвимостями, которые они подвергают оборону страны.
Потому что, если американские БПЛА, произведенные под запретом США на китайские компоненты, оказываются дорогими, но неудовлетворительными в Украине, как они будут работать для вооруженных сил США, покупающих их как «доверенные» активы? И как это отразится на внутренней безопасности, когда Пентагон продвигает свою программу «Репликатор», заменяя существующие крупные оружейные программы возможностями роя небольших БПЛА, использующих исключительно отечественные аппараты? Это довольно пугающая мысль.
Между тем, что эти вопросы также говорят о протекционистских, политически мотивированных усилиях национальных и штатных законодателей, которые запретили дроны DJI для официального использования – а теперь хотят запретить их использование и американским компаниям, и любителям? Из объяснений их целей уже ясно, что большинство, если не все, эти чиновники – технологические простаки; неужели они настолько в целом неумны, что не могут извлечь уроки из Украины и распространить их на сценарии обороны США, которые теперь маячат на горизонте? Или это «мой лоббист прежде всего, страна – во вторую очередь» объясняет их действия?
Ничто из этого, однако, не означает, что неудовлетворительная производительность американских малых дронов в Украине до сих пор не улучшится. Также ничто не говорит о том, что американские компании не улучшат свою продукцию и не начнут отвоевывать доминирующую долю рынка DJI в условиях свободной конкуренции. Но у них не будет стимула улучшать свою игру, если политики будут их подтасовывать – стремление, которое может стать еще сильнее среди законодателей, интерпретирующих результаты в Украине как указание на то, что еще более жесткий протекционизм является срочным.
Действительно, генеральный директор BRINC Блейк Ресник предостерегает от использования этих показателей в Украине в качестве окончательного мерила более широких возможностей дрона или его производителя. Хотя его БПЛА LEMUR были пожертвованы для эксплуатации в стране, Ресник также считает ошибкой использование или интерпретацию этого конфликта как потенциальной деловой возможности. Даже DJI неоднократно заявляла, что выступает против использования производимых ею аппаратов для работы и отдыха в зонах боевых действий.
«Является ли это огромной возможностью для американских компаний-производителей дронов в целом?» — спросил Ресник в Journal. «Я не уверен.»
Генеральный директор Skydio Адам Брай, похоже, не согласен и считает, что новый, широко разрекламированный дрон компании X10 должен доказать свою состоятельность способами, которыми БПЛА, разработанные и построенные до начала конфликта в Украине, не смогли, и во многих отношениях не были предназначены для этого.
«Для Skydio, и, я думаю, для всей индустрии дронов США, критически важно, чтобы мы сделали X10 успешным в масштабе на поле боя в Украине», — сказал Брай ежедневно. «Альтернативы нет. Как страна, мы не можем упустить этот шанс.»
Но как нация, США также не могут позволить себе запретить предпочтительную, доминирующую «альтернативу» DJI, на которую уже полагаются миллионы компаний и частных лиц, и которые продуктивны и довольны. Это не означает, что эти операторы не перейдут на американские аппараты, как только они станут технически и финансово конкурентоспособными. Но это может произойти только благодаря самосовершенствованию американских производителей.
Такое улучшение не будет результатом того, что технологически невежественные политики ставят свои карьерные интересы и интересы по сбору средств выше реальной национальной безопасности. И оно не возникнет из-за вызывающе протекционистских инициатив, которые фактически ослабляют стимул американских производителей дронов использовать неудовлетворительную производительность в Украине для создания лучших БПЛА для американских компаний, потребителей и вооруженных сил, которые сейчас не смотрят на DJI как на логичный, хотя и все более недоступный выбор.